Уважаемые коллеги, хочу поделиться своими наблюдениями вот по какому вопросу.
Веду сейчас дело в арбитражном суде. Суть спора – истец, мой доверитель, являясь покупателем, требует от продавца вернуть деньги, уплаченные по договору купли — продажи (читай поставки) дорогостоящего грузовика. Грузовик новый, произведён в Германии. После покупки товара, назовём грузовик так, на раме грузовика образовались трещины. На основные части товара договором установлена гарантия качества.
Чем же отличается продажа товара с гарантией качества от товара без таковой?
Сравним п. 1 и п. 2 ст. 470 ГК РФ.
п. 1.ст. 470 Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
п. 2. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
И этим (ст. 476 ГК РФ):
п. 1 Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
П. 2 В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Из всего сказанного делаем вывод, что гарантия это:
- Наличие определённого срока, в течение которого продавец обещает устранять недостатки, которые он и так должен устранять для обычного использования товара в случае отсутствия гарантии, с той лишь разницей, что в отсутствие гарантии он должен их устранять при выявлении в течение разумного срока, а с гарантией – в гарантийный срок.
- Перераспределение бремени доказывания о причинах недостатков товара в зависимости от того, установлена на товар гарантия качества или нет: если гарантии нет – доказывает покупатель, если есть – продавец.
Так в чем смысл гарантии? Позабавил по этому поводу комментарий к статье 470 ГК у Крашенинникова:
«…Если проанализировать информационное содержание подобных сообщений (о гарантии), то информация о предоставлении гарантии является, как это ни странно, «более слабым» обещанием: вместо того, чтобы пообещать «автомобиль будет ездить», рекламодатель фактически обещает «автомобиль рано или поздно будет ездить». И такое обещание, как это ни парадоксально, оказывается более правдоподобным. Оно вызывает большее доверие покупателя к полученной информации о товаре, потому что требует меньшего доверия к товару...".
(«Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т.» (том 1) (под ред. П.В. Крашенинникова).