Краткая предыстория
В свое время, мной с статье довольно подробно была описана стратегия защиты по обвинению в пособничестве в организации занятия проституцией. Уголовное дело в отношении моей доверительницы обвиняемой по ч. 5 ст. 33 ч.1 ст. 241 УК РФ было прекращено за отсутствием состава преступления.
Казалось бы, на этом можно было поставить точку, но в современной жизни бывает не все так просто, данная история имела свои крутые виражи и зигзаги как в правовых, так и в жизненных перепитиях.
Фактологическая картина такова, — постановление о прекращении уголовного преследования моей доверительницы было вынесено 24 декабря 2016 года. Прекрасно.
Неожиданный поворот
Буквально через пару дней после прекращения уголовного преследования, полицейское руководство округа поручает этому же заведению, организовать праздничный концерт в окружном управлении по случаю встречи Нового 2017 года.
Признаться, мне и самому было удивительно лицезреть совместные фото счастливых и радостных полицейских и девчонок – артисток, и моей доверительницы в частности, в новогоднем убранстве елочных украшений в одном из управлений полиции. «Ничего себе, бывают же чудеса» — подумалось мне тогда.
По случаю успешной организации и проведения праздничного концерта для сотрудников УВД, коммерческая организация была награждена благодарностью, о чем ей был торжественно выдан документ за подписью руководителя и печатью полицейского ведомства.
И всё бы ничего в этой наступившей гармонии. Но…
Развитие ситуации
Кому-то не давала покое это прекращенное уголовное дело, с таким положением дел этот «кто-то» не мог смириться.
Само по себе прекращение уголовного дела по реабилитирующим обстоятельствам, в последние годы стало рассматриваться как покушение на сложившийся порядок. Если уголовное дело возбуждено, оно обязательно должно быть направлено в суд с дальнейшим обвинительным приговором. Ибо, согласно этому же поверью, само по себе дело прекратиться не может, не взирая на отсутствие доказательств.
Так рождается стойкое представление у несознательной части населения о неком барине, у которого нужно заслужить эту милость.
На территории округа, проведение серии оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в 2016 году в ряде организаций, привело к тому, что последние были вынуждены закрыться от греха подальше. Как расследовались другие уголовные дела, мне неизвестно. Судя по названиям, это были известные ночные клубы. А организация, в котором работником состояла моя подзащитная, после вынесения постановления о прекращении уголовного преследования, монопольно продолжала функционировать.
Создавался определенный негативный фон на контрастах и возмущение в определенных слоях общества среди силовиков.
Поползли слухи по территории округа, подогреваемыми «доброжелателями» что, здесь что-то не чисто, с явным намеком на некую «коррупционную составляющую», о якобы незаконном прекращения уголовного дела и влиянии на этот процесс управляющего заведением.
Такая упавшая на голову управляющего «популярность» стала набатом колокола с частотой ударов как в старом будильнике или дисковом телефоне. Было очевидно, что с таким положением вещей мириться никто не намерен. Активизировалось управление «М» ФСБ РФ. В последствии, ОРМ стали проводиться совместно с обязательным участием данной конторы.
Прежде всего необходимо было подтвердить либо опровергнуть данные слухи, которые превратились в некую «оперативную информацию».
Уголовное дело снова запросили в вышестоящее ведомство для проведения ревизии законности его прекращения. Основания для отмены не обнаружили. Ее результаты, кого-то опять не устраивали и дело было передано в правоохранительную структуру еще выше и в который по счету раз тщательно изучили «под лупой» и тоже не нашли, к чему придраться.
И это все не считая множество проверок до вынесения постановления о прекращении уголовного дела, где еще ранее судьба его решалась на коллегии в прокуратуре г. Москвы, а дело расследовалось в том числе и Главным управлением дознания г. Москвы, отделом резонансных дел. Дело контролировалось на высшем уровне. О каких взятках можно говорить? Кому?
Мной была написана отдельная статья о незаконности постановления о проведении ОРМ, где опубликовал в открытым доступе одно из своих ходатайств. Для понимания, подобных процессуальных документов защиты в моем лице, было заявлено около двух десятков.
Никто из вышестоящих ведомств не решился дать указания, вновь открыть этот тупик, который закончится прекращением, там буквально за какой документ ни возьмись, незаконен как в частности, так и в целом.
В 2017-2018 годах проведение ОРМ «оперативный эксперимент» в отношении работников заведения стал проводиться с регулярной частотой. С каждым новым ОРМ мной отмечалось повышение профессионального мастерства сотрудников полиции. Элементы оперативных игр становились более изощренней. С каждым новым ОРМ защите становилась все сложнее. В случае успешного раскрытия преступления рядом находились сотрудники пресс службы ГУВД.
В самую первую очередь уже после проведения Нового года, полицейскими была разработана целая спецоперация по захвату и возвращению благодарственного письма руководителя полиции округа, которое висело на почетном месте в рамке под стеклом.
При штурме помещения уже в 2017 году, полицейские, в первую очередь схватили светокопию благодарности их руководителя. ОРМ тогда не увенчался успехом, но как им казалось, они отвоевали назад ценный трофей. Дело в том, что управляющий заведением, в рамку на стену повесил цветную светокопию, а оригинал хранил при себе.
Почти при каждом проведении ОРМ по просьбе доверителя приходилось выезжать и оказывать помощь, проверочный материал подлежал прекращению с вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Создалась ненормальная ситуация, что так дальше продолжаться не может, рано или поздно оперативникам удача повернется лицом, все эта игры в кошки-мышки плохо закончатся. О чем я предупреждал управляющего.
В один из таких дней было проведено очередное ОРМ, затрудняюсь сказать какое по счету. Полицейскими отработано прежде всего это чинение препятствий защите в осуществлении профессиональных обязанностей.
Физически мне с вечера не давали возможности встретиться со своей подзащитной, за это время у оперативных сотрудников оставалась вечер, целая ночь и утро, чтобы привести в порядок составленные ими документы, опросить и провести тематическую беседу с подозреваемой.
За такое время ставится цель выработать «стокгольмский синдром» как у подозреваемой, так и других сотрудниц заведения, которые также были доставлены в отдел полиции, в последствии их перевезли в управление.
Когда через завалы искусственно созданных препятствий, мне удалось добраться до своей подзащитной, она уже прониклась пониманием к полицейским, которые хотят ей лишь «добра» и оказывают «истинную помощь, а не подлец — адвокат, который не захотел приехать и бросил в трудную минуту». Она отказалась от моей помощи. Беседа наедине со мной, ничего не дала, она осталась при своем мнении, и в моем присутствии дознанием был оформлен письменный отказ.
Полицейские и другие с ними силовики ликовали. Сработало.
Когда ее дело передали в суд, тогда она обратилась ко мне за помощью. Теперь отказаться от ее защиты пришлось мне. С ее делом у меня складывалась ясное представление. По моим расчетам следовало возбуждение нового уголовного дела, и чтобы исключить спекуляции на тему моего отвода, по возможному надуманному мотиву о якобы противоречия интересов, я решил в будущий уголовный процесс войти чисто. Нужно было принять во внимание, что силовикам я изрядно надоел.
Если сможешь смоделировать варианты развития ситуации в ее динамике, можно подготовиться либо избежать сложностей в будущем.
В последствии с этой молодой женщиной было заключено соглашение с другим защитником. Ее защитнику высказал свои соображения по защите в суде.
Не смотря на то что, судебное рассмотрение прошло в особом порядке, моему коллеге получилось связать несвязуемое, «особый порядок» и процессуальные нарушения.
Она была осуждена судом за пособничество в организации притона для занятия проституцией, осталась на свободе. А в качестве меры наказания – суд постановил назначить штраф в размере 30 000 рублей. Мой коллега сработал в тех реалиях превосходно.
Изумлению и разочарованию силовиков не было предела. Они задействовали такое колоссальное количество ресурсов: времени, сил, средств и много всего, в итоге цена вопроса оказался всего лишь денежный штраф. Все их усилия, оказались потраченные в пустую.
Я и сам не переставал изумляться такому вниманию и одержимости. Положения ст. 241 УК РФ законодателем определены как преступление средней тяжести, расследует орган дознания. Привлекать такие силы было по меньшей мере было иррационально, исключение составляет вопрос принципа, который к рациональности не имеет никакого отношения.
А вот теперь попробую ответить на вопрос почему именно квалификация по ч. 5 ст. 33 ч.1 ст. 241 УК РФ через пособничество в организации, что уменьшает роль подозреваемого по делу… Все очень просто.
Полицейских интересовала конкретная персона, а не какой-нибудь наемный администратор, которых пруд пруди. Вот именно по этому, конкретный субъект — управляющий у правоохранителей остался на десерт.
Выделение уголовного дела, допрос как кульминация
Имея приговор суда, предварительное расследование из ранее возбужденного уголовного дела, было выделено уголовное дело по ч.1 ст. 241 УК РФ для привлечения к уголовной ответственности организатора.
Теперь уже управляющий заведением обратился ко мне.
Поясняет, что его вызвали на допрос по уголовному делу и «хотят закрыть». Желает явиться на допрос и воспользоваться моей помощью. А в последующем, при любом стечении обстоятельств, поручает заниматься его защитой.
Вызывают в качестве свидетеля. Опять же не факт, может и в качестве свидетеля допросят, что не исключает допроса в качестве подозреваемого по уголовному делу в тот же день.
Прежде чем проводить следственные действия, я мысленно моделирую и прорабатываю множество сценариев как будет проходить данное следственное действие. Чем больше имеешь полноту информации, тем детальнее и множественнее сценарии предстоящих следственных действий.
Вот лишь некоторые данные: коммерческая организация в форме ООО, имеет довольно обширную историю и традиции, просуществовала много лет, уставные документы, трудовые договоры и список работников, налоговые отчисления в бюджет РФ, договор аренды помещения и т.д. Организация занимается проведением праздничных мероприятий и различных корпоративов, гастролирует в различных частях страны. Девушки работающие в ООО являются артистками.
Отдельно остановились о работе артистов в стенах УВД, организации и проведении культурно-праздничного мероприятия НГ о чем имеются благодарность (официальное подтверждение законности работы самим же ведомством) и совместное фотографирование. Прилагались скриншоты фотографий сотрудников УВД в кругу артисток.
По моим предположениям, по выделенному уголовному делу согласно моделирования предстоящего допроса очевидцем по делу являлся один из руководителей УВД округа, с претензией на статус свидетеля.
Он же объявил благодарность установленным следствием невиновным. Он же, в последствии дал указания о проведении вновь ОРМ «оперативный эксперимент». Он же дал указание о выделении уголовного дела и проведении расследования.
Далее описание грамот и благодарностей за многолетнюю работу на поприще шоу — бизнеса, благодарности и почетные грамоты из: Государственной Думы РФ и отдельных депутатов ГД и СФ, Совета Федерации РФ, ФСБ, ФСО, ФСИН, начальников исправительных колоний №№.
Кроме того, ООО является благотворителем во всевозможные фонды.
Выясняю у дознавателя, узнает ли он на фото в обществе девушек лиц в полицейском обмундировании.
Дознаватель опознал актовый зал своего ведомства и свое руководство на фотографиях, где также был и запечатлен как мой новый доверитель сидящий напротив и дающий показания, так бывшая подзащитная, невиновность которой следствием была уже установлена ранее.
После окончания допроса, у органа дознания интерес к уголовному делу был потерян, также окончательно был потерян интерес к нему и у его руководства. Правоохранители были удовлетворены теми доказательствами невиновности, которые представил мой доверитель, процессуальный статус которого оставался прежним.