Данная публикация может быть дополнением статьи Юридические услуги в сфере ЖКХ. Часть 1. Чем занимается юрист в ЖСК, ТСЖ, ТСН, УК?
Нередко, в деятельности управляющих организаций (ЖСК, ТСЖ, УК) встречаются жильцы, которые отказываются впускать в квартиры и предоставлять доступ к общедомовым инженерным коммуникациям.
В моей практике каждый год встречаются такие ситуации, которые приходится разрешать в судебном порядке.
Подъезд многоквартирного дома в г. Саратове остался без отопления
В сентября 2020 г. из-за аварийной ситуации, правлением ЖСК было принято решение о замене стояков отопления в многоквартирном доме.
Собственники двух квартир отказались впускать в свое жилье работников ЖСК, мотивируя это тем, что: «трубы у нас хорошие, да и вообще стояки закрыты гипсокартоном, разбирать ничего не будем».
Переговоры с собственниками квартир ни привели к желаемому результату. В итоге, ЖСК не могло включить отопление в квартиры с 1 по 10 этажи.
Как в суде обязать собственника впустить представителей ЖСК в квартиру?
Стояки труб отопления включаются во внутридомовые инженерные системы и в силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее – Правила) и входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме:
…осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещения, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее – ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Согласно пп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354,
потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.
Перед подачей искового заявления в суд, представителям управляющих организаций следует соблюсти следующую процедуру:
- Письменное уведомление собственников квартир о дате и времени проведения осмотра внутридомовых инженерных коммуникаций представителями управляющей организации и проведения ремонтных работ;
- Составление акта недопуска — в случае отказа в предоставлении собственниками квартир доступа к общедомовым инженерным коммуникациям;
Образцы документов доступны для «про» аккаунтов.
Октябрьский районный суд г. Саратова. Отказ от иска.
После предъявления иска, один из ответчиков предоставил доступ в свою квартиру, работниками ЖСК были проведены необходимые ремонтные работы.
Собственник второй квартиры на отрез отказался предоставлять доступ, просил перенести судебное разбирательство на 10 дней для подготовки возражений и заявления встречного иска, несмотря на то, что на улице уже была минусовая температура.
Суд не мог отказать ответчику в представлении позиции по делу, но с учетом наших возражений, объявил перерыв в судебном заседании на несколько дней.
После окончания заседания, удалось донести до ответчика всю серьезность ситуации, в итоге уже вечером между ЖСК и собственником достигнута договоренность о дате и времени проведения ремонтных работ.
В согласованное время, доступ к инженерным коммуникациям был предоставлен, ремонтные работы были проведены, отопление дано во все квартиры.
Судом принят отказ ЖСК от исковых требований, упрямство ответчиков обошлось им в 6 000 руб. (госпошлина) и оплату расходов на оплату услуг представителя истца.
С уважением,
Сергеев Евгений Андреевич
тел.: 8 951 888 123 9
urist.firm@gmail.com