13.03.19 следователем военно следственного отдела Следственного комитета было возбуждено уголовное дело по п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ в отношение командира войсковой части, полковника медицинской службы.
Что было примечательного в возбуждение дела?
13 марта 2019 года в 534 военно следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации поступает постановление заместителя военного прокурора войсковой части 32015 о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
В этот же день, буквально через полчаса, следователь возбуждает уголовное дело.
п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов гражданина или организации либо охраняемых законов интересов общества или государства с применением насилия или с угрозой его применения.
Статья тяжкая, состав сложный.
В описании общего состава ст. 286 УК РФ перечислены несколько родовых объектов состава преступления, а в квалифицированном составе – п. «а» ч.3 – видовой состав – применение насилия или угрозы его применения. Следовательно, как минимум должны быть достоверные данные, что к объекту преступления применено насилие.
Из постановления о возбуждении уголовного дела:
«полковник медицинской службы Ш. нарушая требования Устава внутренней службы и Дисциплинарного устава Вооруженных сил Российской Федерации, в соответствии с которыми командир (начальник) не вправе применять насилие к подчиненным, нанес рядовому Г два удара кулаком правой руки по лицу в область челюсти и носа. Своими преступными действиями Ш. существенным образом нарушил права и законные интересы рядового Г, причинив ему телесное повреждение в виде ушиба мягких тканей носа, физическую боль и нравственные страдания».
Чем же подтверждается применение насилия к рядовому?
7 марта рядовой Г. обращается в дежурную часть гор.отдела полиции с заявлением о причинение ему телесных повреждений его начальником.
В этот же день он проходит осмотр в травмпункте – где ему выставляют диагноз под вопросом жалобы на боль в перелом костей носа закрытый???
11 марта он обращается в частную клинику, где ему выставляют диагноз: « ушиб мягких тканей носа».
12 марта заявление рядового передается военному прокурору гарнизона. В течение дня проводится проверка и на следующий день передается в военно следственный отдел.
В материалы проверки собраны: объяснения лиц непосредственных участников событий, справки из травмпункта и частной клиники.
На основании таких данных следователь квалифицирует действия полковника как применение насилия к подчиненному, выразившееся в нанесение двух ударов кулаком в области челюсти и носа, чем причинил ему телесное повреждение в виде ушиба мягких тканей носа, физическую боль и нравственные страдания и возбуждает уголовное дело в отношение конкретного лица по тяжкому преступлению.
Стоит заметить, что по направлению дежурной части полиции рядовой был направлен на мед.освидетельствование, которое он прошел 11 марта. По выводам эксперта каких-либо телесных повреждений у рядового не обнаружено. Это заключение следователя не интересует и приобщено в материалы дела после заявленного ходатайства защиты.
28 марта полковнику предъявлено обвинение по п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ.
До этого дня судебно-медицинская экспертиза не сделана. Выводы следователя о применение насилия к рядовому основаны на его показаниях и медицинских справках.
31 марта объявлено об окончании следственных действий, дело направлено в суд.
Заявление защиты о возврате дело прокурору вследствие нарушение прав на защиту осталось без внимания. Суд приступил к рассмотрению дела по существу.
Позиция защиты строилась на опровержение выводов следствия о применение насилия к рядовому. Для этого предстояло опровергнуть заключение судебно-медицинского эксперта филиала №2 федерального государственного казенного учреждения «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Министерства обороны.
из заключения эксперта:
«с учетом данных медицинских документов, материалов уголовного дела у Г, в частности показаний медицинского персонала, участвующего в осмотрах Г, при обращение его за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Евпаторийская городская больница» 07.03.2019 года имелось повреждение – ушиб мягких тканей области носа (под ушибом понимают закрытое механическое повреждение мягких тканей или органов без видимого нарушения их анатомической целостности)»
Перед тем как продолжить небольшая ремарка:
ст.8 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации»: «Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных».
Следовательно, заключение эксперта должно основываться на объективных данных о состоянии здоровья указанных в медицинской документации.
Какие объективные данные в подтверждение своих выводов указывает эксперт?
наличие факта травмирования,
жалобы на наличие болезненности в области носа и кровотечения из носовых ходов,
объективные признаки, отраженные в протоколе допроса свидетеля Л. – наличие болезненности при ощупывании области носа, покраснения кожных покровов данной области, наличие травматического отека мягких тканей области.
В судебном заседание допрошены врач, проводивший первичный осмотр потерпевшего в травмпункте, врач, осмотревший рядового в частной клинике и судебно- медицинский эксперт, выполнивший экспертизу.
Из протокола судебного заседания:
допрос врача травмпункта
вопрос – какие объективные признаки ушиба носа:
ответ – ничего нельзя назвать объективными признаками.
вопро с- я правильно понимаю, что исходя из жалоб пациента вы осмотрели его и увидели на месте, на которое он жалуется, отек. Вы предположили, что это связано именно с его жалобами?
ответ – нет, я увидел у него признаки отека травматического происхождения и предположил что был какой то травматический агент. С его слов я записал, что отек произошел от внешнего вмешательства.
вопрос – гематома, кровоизлияние это объективные признаки ушиба носа?
ответ – да
вопрос – вы говорите, что при осмотре заметили отек, припухлость. Это объективные признак или нет?
ответ — нет.
вопрос — вами был определен отек спинки носа, почему данные сведения не были указаны в амбулаторной карте?
ответ – я не помню что писал.
после исследования копии амбулаторной карты
вопрос – в первичных документах вы не указали сведения, которые впоследствии сообщили следователю и сейчас в суде, как это понимать?
ответ – большой поток пациентов, мы стараемся сокращать записи
вопрос – что входит в ваши обязанности?
ответ – в мои обязанности дежурного входит указывать информацию необходимую для моих начальников и для ведения документации
допрос врача частной клиники – врача – отоларинголога
опрос прокурора: при каких обстоятельствах вы осуществляли прием Г. и какую помощь оказали?
ответ — гражданин оплатил, пришел на прием, осмотрела его, вынесла диагноз
вопрос: — с какими жалобами обратился?
ответ – у него была очень необычная жалоба на боль в кончике носа
вопрос – визуально при осмотре у него были заметны признаки телесных повреждений?
ответ – жалобы были, внешних признаков нет.
вопрос – по результатам какой был диагноз?
ответ – ушиб мягких тканей области носа
вопросы защиты
— данный диагноз был выставлен со слов пациента?
ответ – да.
вопрос – никаких характерных признаков для этого диагноза выявлено не было?
ответ – да
вопрос – почему вы тогда не поставили под сомнение данный диагноз?
ответ – пациент всегда прав.
вопрос – существуют ли объективные признаки ушиба мягких тканей носа?
ответ – да
вопрос – можете их назвать?
ответ – нет. Я лор врач.
вопрос – где на носу находятся мягкие ткани?
ответ – везде на поверхности области носа.
вопрос – что в вашем понимании область носа?
ответ – это область носа. Как вам еще сказать?
вопрос – почему вы не конкретизировали в какую именно область носа был нанесен удар?
ответ – так принято в практике
вопрос – переносица и кончик носа это одно и тоже?
ответ – нет
вопрос – ушиб мягких тканей лица в области носа и ушиб мягких тканей области носа это одно и тоже?
ответ – можете считать что одно и тоже.
из протокола допроса судебно-медицинского эксперта:
вопрос — правила определения степени тяжести вреда здоровью гласят о том, что экспертиза живого лица начинается с осмотра лица и его опроса, почему вы этого не сделали?
ответ – потому что это была экспертиза по материалам дела, а не экспертиза живого лица.
вопрос – следователь вам в постановлении указывал о том, что это экспертиза живого лица?
ответ – если он дает мне материалы дела, то это уже является экспертизой по материалам дела.
вопрос- вас ограничили в том, что не нужно было осматривать потерпевшего?
ответ – осмотр был нецелесообразен ввиду давности повреждений, поэтому осматривать потерпевшего не имело смысла.
вопрос – а опрос лица тоже был нецелесообразен?
ответ – согласно руководящих документов эксперт сам вправе определять объем документов необходимых для проведения экспертизы, я посчитал что его опрос мне не обязателен.
вопрос – где в медицинских документах присутствуют объективные данные?
ответ – объективные данные это записи врача.
вопрос – укажите где в медицинских документах написано, что у Г. выявлен ушиб мягких тканей носа?
ответ — в медицинских документах выставлен такой диагноз и также в показаниях врача.
вопрос – зачитайте документ, в котором указан ушиб мягких тканей носа?
ответ – это указано в п.2.2 и 2.3 моего заключения.
вопрос – вы принимаете во внимание показания врачей, которые не записали в мед.документацию, а спустя время вспомнили. Это соответствует требованиям федерального закона № 73-ФЗ?
ответ – нет официального документа, который запрещает мне принимать во внимание показания врача.
вопрос – вы указываете что ушиб это травма без видимого нарушения анатомической целостности. Как тогда такую травму увидел врач в травмпункте?
ответ – видимое нарушение анатомической целостности – это рана, синяк, ссадина, а если этого нет, то это ушиб.
вопрос – так как тогда проявляется ушиб?
ответ – ушиб проявляется без нарушения целостности кожного покрова.
вопрос- как тогда врач мог его увидеть, если нет видимого нарушения?
ответ – вы путаете понятия. Врач увидел, что нет ссадины, царапины, но есть покраснение и отек.
вопрос – вы указываете, что это еще подтверждается кровотечением из полости носа?
ответ – да.
вопрос – а врач из частной клиники указывает, что слизистые в порядке, носовые полости тоже, как так?
ответ – потерпевший сам указывал на то, что шла кровь.
вопрос – вы сделали вывод что направление действий травмирующей силы спереди назад, что подтверждается локализацией и морфологическими признаками. Как взаимосвязаны направление действия травмирующей силы и локализация?
ответ – обыкновенно.
вопрос – если ударят сбоку в область носа, припухлость будет?
ответ – да
вопрос – спереди ударят, будет припухлость?
ответ – я пишу именно преимущественное направление.
Защитой была представлено в суд заключение судебно-медицинского эксперта. Спасибо нашему коллеге – эксперту Станиславу Николаевичу Граховскому, который в срок и качественно выполнил свою работу, направил заключение из Новосибирска в Симферополь. Судом выводы эксперта приобщены к материалам дела и исследованы.
из заключения специалиста № 2705 /2019 (Врача судебно-медицинского эксперта)
В результате изучения заключения эксперта №68 филиала №2 ФГКУ «111 ГГЦСМиКЭ» МО в виду противоречий и несоответствий, представленных в исследовательской части, считаю выводы и ответы на поставленные перед экспертом вопросы необоснованными и полученными без соотнесения к предмету экспертизы и достаточности для дачи ответов на поставленные вопросы.
У гр. Г. телесные повреждения, невозможно подтвердить объективными данными.
Достоверно установить, на основании представленных медицинских документов, диагноз Ушиб мягких тканей носа, легкой степени, а также другие повреждения невозможно.
В результате вышеизложенного считаю, что диагноз Ушиб мягких тканей носа, легкой степени клиническими и объективными данными содержащимися в медицинской документации не подтвержден и не может рассматриваться как вред здоровью.
У гр. Г. отсутствуют все видимые признаки внешнего механического, физического воздействия по принципу механизма удара — Ушиб мягких тканей как диагноз сопровождается внешними признаками воздействия твердого тупого предмета по механизму удара и морфологически проявляется в виде ссадины, кровоподтёка, раны и перелома. Отёк и припухлость являются признаками патоморфологических процессов, не связанных с травматическим воздействием. При их отсутствии соотносить механизм с ударом твердым тупым предметом независимо от поверхности недопустимо.
Итог судебного разбирательства.
По тяжкой статье с санкцией от 3 до 10 лет лишения свободы с возможностью лишения права занимать должности судом вынесен обвинительный приговор с применением ст.64 УК и назначением штрафа в 50 000 рублей без лишения права занимать определенные должности.