Часть 1. Приморский краевой суд. Административный иск о признании постановлений Агентства по тарифам Приморского края об установлении необходимой валовой выручки для ТСО на 2020 год недействующими с момента вступления в силу
Много лет работаю с территориально-сетевой организацией (далее — ТСО), несмотря на наличие штатного юриста, компания находится у меня на абонентском обслуживании.
В 2019 году ТСО было подано заявление об установлении тарифа на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы. Те, кто сталкивался с данным видом деятельности и тарифными делами, знают, насколько это сложно, и насколько непредсказуем результат, утверждаемый государственным регулятором.
Агентством по тарифам Приморского края были установлены такой тариф и необходимая валовая выручка (далее — НВВ), что компании впору было просто закрываться, так как далее при столь дефицитном бюджете вести деятельность становилось уже уголовно-наказуемым. При заявленных 70 млн. рублей Агентство согласовало всего 12 млн. Естественно, возник вопрос об обжаловании постановлений, которыми была утверждена НВВ для сетевой компании.
Опыт оспаривания у меня уже имелся, так, в 2017 году был оспорен тариф на первый долгосрочный период регулирования 2017-2019 годы. В Верховном суде РФ на основании моей апелляционной жалобы было отменено решение Приморского краевого суда, ВС РФ встал на сторону ТСО и признал установленный тариф незаконным, постановления Агентства по тарифам Приморского края (тогда еще Департамента) были признаны недействительными с момента вступления в силу. Дело происходило до внесения изменений в структуру судебной власти, поэтому оспаривание происходило сразу после Приморского краевого суда в Верховном суде РФ.
У нас было хорошее сопровождение в виде экспертной организации, которая смогла опровергнуть доводы и расчеты Агентства, суд прислушался в том числе к ее доводам. Ну и как без импровизации: уже выступая в суде, изложив все доводы, указанные в жалобе, вдруг пришла мысль, и я ее озвучила, о том, что действующее законодательство о тарифном регулировании не связано с законодательством о регистрации прав на объекты электросетевого хозяйства. И именно эта мысль очень понравилась суду.
С решением и апелляционным определением можно ознакомиться в приложении. Итак, подготовив административный иск, в 2020 году столкнулись с тем, что экономическую экспертизу для проверки обоснованности рассчитанной необходимой валовой выручки (далее- НВВ) для ТСО желающих выполнить во всем дальневосточном регионе не сыскалось (либо отсутствовал опыт подобных экспертиз, либо имелась загруженность на пару лет вперед).
Кроме того, подача административного иска совпала с периодом самоизоляции и закрытия судов, иск из суда три раза возвращали по различным необоснованным основаниям (в том числе в связи с отсутствием подписи в иске, при этом возвращенный иск вернулся без последнего листа, который имелся при подаче в суд и на нем естественно имелась подпись ), суд всячески пытался избавиться от нашего иска, но в итоге иск был принят.
Оспаривались порядок расчета условных единиц, отказ в учете разъединителей и затрат на обслуживание имущества по ряду договоров, исключенных из регулируемой деятельности ТСО Агентством, уменьшение подконтрольных и неподконтрольных расходов, порядок примененных при расчете Агентством методик. Пользователи ПРО могут ознакомиться с исковыми требованиями в приложениях.
Долгие 1,5 года длились судебные тяжбы, все осложнялось тем, что подобных специфичных дел крайне мало в целом по стране, что уж говорить о Приморском крае. Тома дела росли от заседания к заседанию, каждое судебное заседание длилось не менее 5 часов из-за имевшихся пояснений представителей сторон, специалистов Агентства и ТСО.
Проверки подвергались абсолютно все предоставленные для формирования тарифного дела организацией документы, переписка между ТСО и Агентством, заключение экспертов Агентства и дополнения к нему, возникшее непосредственно перед судебным процессом, так как ранее в 2019 год при ознакомлении с тарифным делом подобных документов не имелось, максимально приблизившее утвержденные показатели к выводам экспертов. Но Агентство настаивало, что и с этим документом представитель ТСО был ознакомлен.
В итоге 17 июня 2021 года Приморским краевым судом было вынесено решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано. Но никто не собирался сдаваться.
Часть 2. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции. Апелляционная жалоба административного истца. Неоднозначность постановленного апелляционного определения
Не согласившись с принятым решением, от имени ТСО была подготовлена и подана апелляционная жалоба. Долгие 6 месяцев изготавливался протокол судебных заседаний, поэтому только в феврале 2022 года дело с жалобой поступило в 5 апелляционный суд общей юрисдикции в Новосибирске.
Как раньше я уже заметила, что подобных дел по России мало, оказалось, что и за этим дело пристально следят в разных регионах страны. Однажды на телефон поступил звонок от начальника юридического отдела «Россети Центр и Приволжье Кировэнерго», который пояснил, что нашел обо мне информацию на сайте Праворуба после публикации выигрыша дела в ВС РФ в 2017 году, а потом отслеживал на сайте Приморского краевого суда дальнейшую мою судебную практику и наблюдал за нашим делом!
Оказалось, что проблема с учетом разъединителей при расчете условных единиц имеет всероссийские масштабы. Он поделился со мной копиями ответов 2017 года иным ТСО от Федеральной антимонопольной службы РФ о том, что разъединители должны быть учтены при подсчете условных единиц. Апелляционный суд принял копии ответов ФАС РФ, несмотря на возражения прокуратуры, административного ответчика и неотносимость ответов именно к нашему иску, пояснив, что им будет дана оценка в совещательной комнате.
Ответы не помогли, в части разъединителей суд посчитал доводы Агентства законными, но факт взаимодействия с юристами с противоположной части России, да еще и отслеживающими судебную практику, показался мне значимым и существенным. Жалоба рассматривалась долго, судом у сторон выяснялись многие детали и подробности, о которых уже никто не помнил в силу длительности процесса, судебное заседание откладывалось.
Во втором заседании суд огласил резолютивную часть определения — отменить решения суда 1 инстанции. На долгие 2 недели возникла интрига: какой довод жалобы послужил основанием для удовлетворения заявленных требований? Из текста апелляционного определения стало понятно, что отмена решения Приморского краевого суда и удовлетворение исковых требований частично основано на том, что Агентством незаконно применен тарифный коэффициент из Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам в устаревшей редакции при расчете средней заработной платы.
Кроме того, суд указал, что применение Рекомендаций возможно только в отношении тех компаний, которые присоединены к Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике. А административный истец к данному тарифному соглашению не присоединялся в установленном самим соглашением порядке, поэтому и соглашение применять нельзя… И это несмотря на имеющуюся практику ВС РФ о порядке присоединения к отраслевым соглашениям в соответствии со абз. 9 ст. 48 ТК РФ, ссылки на которую были указаны в апелляционной жалобе.
Что конкретно суд хотел сказать своими формулировками, осталось не до конца понятно. Апелляционное определение обжаловано компанией в кассационном порядке. Жалоба еще не рассмотрена.
Часть 3. Продолжение следует...
На 2022 год компания свою деятельность не регулировала, тариф не устанавливала, так как больше не имеет электро-сетевого имущества, таким образом, на сегодняшний день территориально-сетевой организацией не является. Примечательно, суд апелляционной инстанции пояснил Агентству, что именно оно должно доказать, что примененный порядок и методика расчета максимально защищают права административного истца и не ухудшают его положение.
Данное наставление Агентство восприняло реально и… 01.06.2022 провело заседание правления, на котором внесло изменения в ранее утвержденные постановления об установлении НВВ для ТСО, не собирая экспертную группу, не предоставив возможности представителю компании ознакомиться с порядком произведенных расчетов, просто еще сильнее ухудшив положение, уменьшив НВВ практически на 2 миллиона. Мимо ходом пояснив, что компания больше не ТСО, поэтому не имеет права знакомиться с тарифным делом, экспертизой и т.д. В общем, какой–то фарс «с целью исполнения решения суда».
Подготовлен третий иск о признании постановлений от 01.06.2022 не законными. Продолжение следует…
П.С. Параллельно в начале 2021 года был подан административный иск об оспаривании тарифа и НВВ для ТСО на 2021 год, производство по делу было приостановлено до принятия решения по первому иску. Месяц назад производство возобновлено.
Кроме того, в настоящее время в отношении компании введена процедура наблюдения по делу о банкротстве (заявитель — руководитель компании). Не справились с возложенной Агентством нагрузкой, возникли огромные задолженности перед поставщиком электроэнергии и смежной сетевой организацией.
Поэтому, если есть специалисты в области электроэнергетики и тарификации, буду рада вашим советам и помощи, похожей практики не нашла — у суда возникли вопросы:
- как обосновать причинение вреда компании дефицитным тарифом на 2021 год (год уже закончился, постановление уже не действует)?
- чем нарушаются сегодня права компании тарифом на 2021 год?
- как восстановится право компании, если постановления о тарифе на 2021 год будут признаны незаконными?
- чем нарушены права компании постановлениями от 01.06.2022, если компания уже не ТСО?
- возможно ли взыскание ущерба (неосновательного обогащения, упущенной выгоды и т.д.) в интересах компании, принимая во внимание, что для ТСО подобные взыскания учитываются Агентством в будущих периодах, а компания-доверитель уже ТСО не является?
- каким образом можно будет восстановить ее права, если удастся оспорить постановления от 01.06.2022 и кассационная жалоба не будет рассмотрена формально?
Заранее всем благодарна!