Расскажу про дело, в котором защите удалось добиться задачи минимум – переквалификации с грабежа, на самоуправство. Небольшой правовой анализ, с целью использования наработок в других подобных делах.
Фабула дела:
Согласно позиции обвинения, моя подзащитная обвинялась в том, что находясь в салоне по продаже телефонов, попросила показать ей выбранную модель, взяла телефон, положила на стол другой телефон и покинула салон. Тем самым по версии обвинения совершила грабеж.
Внимательный читатель сразу обратит внимание на важную деталь – что значит, положила на стол другой телефон? Что-то тут явно не складывается в картину грабежа?
Все верно и не только грабежа, но и любого другого состава преступления. Это позиция защиты, а на чем она основывается, пойдет речь ниже.
Чтобы разобраться в данном деле, для начала необходимо понять предысторию.
Несовершеннолетний сын подзащитной хотел в подарок телефон. Нашел магазин, попросил у подзащитной деньги на его приобретение и приобрел выбранную модель. Однако в скором времени телефон перестал работать. Подзащитная обратилась в магазин, с просьбой произвести обмен неисправного телефона, на что её отправили в сервисный центр, где неисправности подтвердились, что-то было устранено, однако телефон не стал работоспособным.
Только вот магазин не спешил урегулировать проблему, несмотря на неоднократные обращения подзащитной. Телефон не был ни обменян, не возвращена его стоимость. Через месяц переговоров, представитель магазина, который вел общение по данной проблеме, вовсе заблокировал подзащитную и дозвониться до него стало невозможно.
Подзащитная обратилась к юристу (не ко мне) за консультацией и тут стали выясняться интересные детали.
Магазин вовсе и не магазин.
При продаже телефона сыну подзащитной выдали гарантийный талон и чек, в котором указано название организации продавца, однако такой компании не существует. Компания просто выдумана и никак не зарегистрирована. Печати стоят в документах другой компании, которая также выдумана и не существует в действительности. Не было указано никаких идентификационных данных магазина (ИП, ООО, ИНН, ОГРН, ОГРНИП), данных физического лица продавца, любых иных данных позволяющих сделать вывод – кто продал телефон?
Отсюда и возник вопрос – к кому предъявлять требования?
Не к кому, так как ни физическое, ни юридическое лицо телефон не продавало. Соответственно по причине самого продавца, данную ситуацию в рамках установленного порядка, то есть путем обращения в суд решить не представлялось возможным.
Подзащитная обратилась в Роспотребнадзор, где ей пояснили, что о подобной проблеме известно, однако никакой помощи подзащитной оказать не смогли, проблема оставалась не разрешенной.
Вот и получается – государственные органы ситуацию разрешить не смогли, представитель «магазина» на звонки подзащитной не отвечает, номер её заблокировал. Что остается делать? Как защитить свои права?
Подзащитная пошла в магазин и решила, чтобы представитель «магазина» – его фактически руководитель связался с ней и решил вопрос по неисправному телефону, она совершила то действие, которое ей инкриминировалось как грабеж. Оставив при этом в магазине ранее приобретенный неисправный телефон.
Линия защиты:
1. Грабежа в данной ситуации не было, так как грабеж это корыстное преступление. Корысти и безвозмездности, которые являются обязательным элементом грабежа, в данном случае не было, соответственно и не было состава грабежа.
2. Самоуправства в данном случае также не было, так как для того, чтобы самоуправство было, должен быть нарушен установленный порядок управления. В данном случае подзащитная не могла соблюсти установленный порядок разрешении спора.
В суд подзащитная обратиться не могла, так как сам «магазин» создал такие условия своей деятельности, которые исключали возможность разрешения спора в гражданско-правовом порядке (путем обращении с иском в суд). То есть никак не оформил свою деятельность, продавал товар, используя вымышленные наименования. Иск попросту было предъявлять не к кому.
3. Кроме того, для состава самоуправства важно наличие существенно вреда, которого в данном случае быть не могло. Подзащитная оставила взамен забранного телефона, ранее приобретенный, разница в их цене была незначительной. Кроме того, подзащитная поступила таким образом, чтобы фактический руководитель «магазина» связался с ней для разрешения проблемы. Умысла на совершение какого-либо преступления не было.
Итог по делу:
Суд согласился с тем, что состава грабежа в данном случае не было. Обвинение было переквалифицировано судом на самоуправство. Защита обжаловала приговор, просила оправдать подзащитную в полном объеме. Апелляционной инстанцией приговор оставлен без изменения. Готовиться кассация.
Почитать о данном деле более подробно, можно в статье на моем сайте.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные материалы:
Сюжет в программе Прецедент по данному делу:
Добавлено: 13:07 12.09.2022
Автор — адвокат Спиридонов Михаил Владимирович (г. Новосибирск).
Тел. 8-923-249-26-92
Добавлено: 11:35 29.09.2022