Ничто не предвещало беды: предварительный договор в отношении самовольной постройки, не зарегистрирован в регслужбе, предмет не согласован… Иду в суд, от имени ответчика заявляю, что срок исковой давности по применению последствий пропущен. Суд уходит на совещание, после которого оглашает резолютивку: в применении последствий отказать, НО: взыскать с ответчика неосновательное обогащение.
Я вот теперь думаю, что это было: суд по своей инициативе изменил и предмет, и основание? Вправе суд так вольно обращаться с заявленными требованиями? Или всеж-таки это прерогатива истца? Фактически суд лишает ответчика возможности заявить возражения, в том числе и по мотиву пропуска исковой давности, поскольку доводы, которые обычно формулирует истец, ответчик увидит только в мотивировочной части решения.
Сейчас дело в кассации, посмотрим, чего из этого выйдет. Может быть, судье прежде чем выносить решение по незаявленным истцом требованиям, все-таки нужно оценить договор на предмет его заключенности и действительности? Или не нужно… Разберись попробуй с этим внутренним судейским усмотрением!
Получается, что готовя отзыв по иску о взыскании задолженности по договору займа, нужно на всякий случай готовить отзыв и на требования о взыскании алиментов — мало ли что судья придумает...