Суды, прокуроры и защитники все чаще и чаще стали в своих документах ссылаться на те или иные позиции Европейского суда по правам человека, высказанные им в своих многочисленных решениях.
Российские суды чаще и внимательнее стали прислушиваться к позиции защиты и обвинения в которой стороны указывали на прецедентные решения Европейского суда по правам человека исходя из специфики рассматриваемого уголовного дела.
Поскольку решения Европейского суда имеют обязательное значение для национального суда задача защитника найти то или иное решение (прецедент) Европейского суда по правам человека и с помощью доказательств защиты подвести государственное обвинение и суд для применения решения в конкретном уголовном деле.
Гражданин А. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК РФ. В ходе рассмотрения уголовного дела в суде защита предоставила суду доказательства невиновности подзащитного, поскольку имело место провокация преступления со стороны оперативных служб МВД УР.
Данные обстоятельства подтверждались как свидетельскими показаниями, так и документами, оглашенными в судебном заседании. При этом защита сослалась на практику Европейского суда по правам человека в части провокации преступления со стороны специальных служб государства.
Надо отдать должное государственному обвинителю, который разобравшись в обстоятельствах уголовного дела подал прокурору рапорт об отказе от государственного обвинения, который был подан также суду.
Суд удовлетворил ходатайство прокурора и прекратил уголовное дело в отношении гражданина А. по основаним. предусмотренным пп. 1 и 2 ч.1 ст. 24 и пп.1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 133 УПК РФ суд также разъяснил гражданину А. его право на реабилитацию.