И так, в сентябре 2014 года ко мне пришел клиент и сказал, что посмотрев какую-то программу по ТВ пришел к выводу, что банк ему незаконно начисляет комиссии за обслуживание кредита и он хочет вернуть назад выплаченные комиссии.
Данная категория для меня была в новинку. Пришлось взяться за изучения всего мной упущенного в данной сфере кредитных правоотношений.
В итоге на свет появилось исковое заявление о признании незаконным кредитного договора в части начисления комиссионного вознаграждения за зачисление денежных средств на счет заемщика-потребителя и расчетное обслуживание ссудного счета, взыскании денежных средств (а именно: неосновательного обогащения в виде денежных средств уплаченных им в счет комиссий за зачисление кредитных средств на счета клиента и в счет комиссионного вознаграждения за расчетное обслуживание ссудного счета).
На предварительном заседании представитель ответчика ухмылялся и был очень самоуверен. Из его поведения я сделала вывод, что что-то в моих требованиях не так и начала копать практику дальше.
Проанализировав практику, к судебному заседанию я подготовила Заявление об изменении исковых требований и заменила требования о взыскании неосновательного обогащения в виде денежных средств уплаченных им в счет комиссий за зачисление кредитных средств на счета клиента и в счет комиссионного вознаграждения за расчетное обслуживание ссудного счета на требования о взыскании убытков, причиненных незаконным взиманием комиссии за обслуживание кредита. Не буду подробно расписывать правовое обоснование оно есть в решении, прикрепленном к настоящей статье.
И так, решением суда требования были частично удовлетворены, а именно: кредитный договор в части начисления комиссионного вознаграждения за зачисление денежных средств на счет заемщика-потребителя и расчетное обслуживание ссудного счета был признан незаконным; в пользу клиента взысканы убытки, причиненные незаконным взиманием комиссии за обслуживание кредита в размере 178 200 руб, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, штраф в размере 94 100 руб., пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя, а так же судебные издержки.
Но как говорится, высудить мало, нужно еще и получить присужденные денежные средства.
После получения исполнительного листа, клиент категорически не хотел отдавать лист ответчику и приставам для исполнения. И тут стал вопрос как получить деньги. Конечно, я до этого направляла исполнительные листы в банк для исполнения, но в данном случае банк и есть ответчик. В общем, в результате моих изыскании оказалось, что заявление и исполнительный лист можно направить в ЦБ РФ по месту обслуживания счета банка-должника. Чтобы быть окончательно уверенной в порядке и месте предъявления исполнительного листа, я позвонила в ЦБ РФ. Однако, там не смогли ответить на мои вопросы, девочка на том конце провода просто растерялась и направила меня писать обращение в интернет-приемную, что я и сделала. В итоге через несколько дней (приятно удивила скорость ответа!!!) мне пришло письмо с интернет-приемной ЦБ РФ с подробным разъяснением что и куда направлять.
Заявление об исполнении судебного решения с приложением было направлено экспресс-почтой в Отделение 2 Москва РКЦ Банка России и через 2 дня получено адресатом, а еще через 3 дня мой клиент получил деньги на счет, а я извещение об исполнении судебного решения и конечно же опыт (который, как мы знаем, является весьма ценной штукой в нашем деле:-)
Все указанные заявления и ответы находятся в приложении к настоящей статье.


Уважаемая Нина Александровна, поздравляю Вас с отличным дебютом на Праворубе! С удовольствие заплюсовал. Ход с запросом в ЦБ РФ — приятное дополнение к практике рассмотрения таких дел.
Уважаемый Андрей Владимирович, спасибо за лестный отзыв :-) Люблю иметь в запасе письменные ответы с разъяснениями из различных инстанций. Кстати, копию ответа из ЦБ я положила в письмо, отправленное в Отделение 2 (на всякий пожарный!), хотя в приложении к письму не указала.
Честно говоря, сомневалась… писать или нет. Читая тут статьи, все время думаю, что мои то дела интересным не блещут, писать не о чем, да и не умею. Не знаю самокритика это или комплексы. Но если это кому-то будет полезно, то буду только рада!
Потому, что данное сообщество лично мне Очень помогает, а когда к материалу еще и документы прилагаются, то это вообще радует!
Уважаемая Нина Александровна, в нашем деле здоровая частичка наглости и самоуверенности никогда не помешает :)
Уважаемая Нина Александровна, очень полезная публикация. Спасибо
Уважаемая Нина Александровна, поздравляю с первой публикацией и хочу отметить что она весьма интересна как с профессиональной так и с обывательской точки зрения. Уверен, что многие оценят и возьмут на заметку. (Y)
Как раз сегодня прочитал информацию о том, что Мельниченко Б. в Ставропольском крае с этого ОАО НБ «Траст» с начала года уже около 4 млн.руб. взыскал через АС Ставрапольского края. Но каждый раз отдаю дань уважения к настойчивости и старательности каждого юриста в спорах с банками.
Уважаемая Нина Александровна, публикация однозначно полезная, добавил в избранное.
Уважаемая Нина Александровна, c дебюта и в избранное — это заслуживает особого уважения! Не важно, что ты сделал не так, главное, что ты сделал вовремя «финт ушами», в смысле поменял требования, тактику, костюм или прическу, и вот он, результат, да ещё какой. Поздравляю! (handshake) (F)
П О З Д Р А В Л Я Ю! Самое место — в избранном.
Исполнение решения суда через ЦБ — хороший ход. Не знал… Ну держитесь, банки. ;)
Поздравляю с публикацией!!! И работа, просто отличная!!!
Уважаемая Нина Александровна, поздравляю с победой, у Вас отлично получилось справиться с новой, «ранее не изведанной категорией дел»!:D
Спор с банком вообще очень увлекательный процесс, требующий хорошей подготовки, правильного обоснования своих требований и умения заранее рассчитать и подготовиться ко всем возможным вариантам развития событий.
Поздравляю с дебютом на Праворубе!(party)
Хорошая работа, Нина Александровна. Спасибо за полезную практику! Каков размер присужденной компенсации морального вреда, из решения суда данные вымараны? А в иске было заявлено 100 тысяч.
Уважаемая Нина Александровна, это Вам:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И разум, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель,
И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд…
Нина Александровна, Вы молодцы!!!
Уважаемая Нина Александровна, с дебютом) и интересной статьей. форму запроса так же возьму на заметку)
Уважаемая Нина Александровна, с почином Вас!
Особенно понравились Ваши документы, основательно подготовились к делу и вот положительный результат.
Да еще и банк-банкрот сам деньги возвратил!
Поздравляю!
Уважаемая Нина Александровна, спасибо за публикацию, ох и побегал же я, в свое время, когда у Сбербанка моральный вред отсудил. Про ЦБ даже в голову не пришло…
Уважаемая Нина Александровна, спасибо за Вашу публикацию, очень ценная практика.
Спасибо, Нина Александровна, за то, что поделились своим ценным опытом!
Уважаемая Нина Александровна, прекрасный дебют!
Поздравляю Вас с прибытием в наш полк!
И огромное спасибо за раскрытие вопроса по взысканию со счетов банка, очень пригодится!
Уважаемая Нина Александровна, я тоже от души поздравляю! Сама веду такие дела, поэтому хорошо знаю, как это трудно.
Но уж очень заинтриговали мотивировкой: как-то слегка напрягает… Судебная практика различных облсудов, на которую вы ссылаетесь, тоже к сожалению очень неоднородна… И еще: почему без применения ст. 395 ГК РФ?
Уважаемая Валентина Алексеевна, спасибо за отзыв!
К сожалению, так оно и есть. Мне известны случаи, когда по таким же точно делам и основаниям были вынесены противоположные решения.
По поводу применения ст.395 ГК РФ: по идее, в первоначальном иске о взыскании неосновательного обогащения должна была бы; но так как требования были изменены на взыскание убытков… то уж очень спорная ситуация получается, которую наши судебные органы обычно трактуют как «меру ответственности на меру ответственности».
Нина Александровна, поздравляю с почином! Теперь за Вами взыскание страховок навязанных заемщику. Это тема посложнее, но Вы должны справиться.
Нина Александровна, очень полезная информация! Спасибо большое.
Всем спасибо за положительные отзывы!
С большим любопытством почитала документы. И позавидовала белой завистью, что на кого-то из судей производят впечатление заявления о том, что заемщик, как слабая сторона не обладал необходимыми познаниями для определения незаконности действий банка по установлению комиссий… В нашем регионе и во всех, где мне приходилось судиться с банками, в удовлетворении таких ходатайств отказывали.
А вот что действительно удивило и взяла на вооружение — так это ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета взимать комиссию в период рассмотрения спора — я до такого не додумалась, хотя с банками активно судилась с 2010 по 2014 год!(Y) Однозначно плюсую!
Спасибо за отзыв :-)
К сожалению представленное решение суда и в нашем регионе единично :-( Можно сказать, фортуна оказалась на моей стороне :-)
Тем приятнее победа!))) И можно потешить себя исключительностью)))(giggle)
Уважаемая Нина Александровна спасибо за статью.
У меня сейчас аналогичное дело (ответчик — «Альфа-Банк»), и с учетом сложившейся практики в моём регионе, идёт волна отказов. Суды аргументируют просто: свобода договора — смешанный договор — банковский счет — взимание комиссии есть платная услуга по ведению банковского счета, не противоречащая закону, а сам счет именно банковский, а не ссудный.
А банковским он стал по следующей схеме: банк открывает и ссудный, и текущий счет (в моем случае и не открывал вовсе, а использовал имеющийся). Этим банковским счетом клиент может пользоваться для разных услуг (снятие, накопление и т.д.), что отражено в тарифах и правилах оказания услуг, с которыми клиент ознакомлен и согласен, а значит уже не может быть ссудным.
В итоге мы имеем очевидно банковский счет, и единственный контраргумент — слабая сторона договора, т.е. клиент не мог повлиять на условия договора. Однако для судей это не аргумент, тем более, что ответчик в отзыве указывает, что это офертно-акцептная форма заключения договора, а не договор присоединения, банк только акцептовал, иных предложений от клиента об открытии счета с иными условиями не поступало.
В итоге суды суды отказывают, при том с толстым намеком на исход дела ещё на собеседовании.