Полагаю, нет смысла подробно пересказывать подробности этого дела. Его хроника подробно описана и в моих публикациях на Праворубе, и на специализированном сайте. Тем более, что многие из праворубцев, внимательно следили за происходящем процессом.
Теперь же пришло время, представить вердикт коллегии присяжных заседателей по делу Шорчева. Тот самый вердикт. Который судья отказался на отрез оглашать. Конечно, для полноты картины лучше читать первоисточник, но 300 вопросов на ста листах, на которые приходилось отвечать присяжным заседателям, это не кот чихнул. Поэтому изложу итоги кратко и конспективно. И прежде всего, не понимаю, как судья умудрился подшить этот вердикт в дело. На его месте, я бы устроил пожар в кабинете, скормил бы вопросный лист крысам, «потерял» бы его в конце концов, но не показывал бы его никому. Впрочем, все по порядку.
Совсем кратко о подсудимых:
— Шорчев Ю.В.- мой подзащитный. Саранский коммерсант. По прокурорской сказке, которую по недоразумению называют обвинением, возглавлял ОПС «Борисовские» и поэтому имел отношение ко всем нижеперечисленным перечисленным эпизодам в том числе и в форме «знал и одобрял» (это я из обвинения цитирую).
— Оськин и Богачев- двое бедолаг, из которых обвинение организовало бригаду по устранению криминальных конкурентов ОПС «Борисовские».
— Ковалев С.Н. друг Шорчева Ю.В. Прокуроры воткнули его в эпизод убийства Борисова А.М. Видимо посчитали, что одному Шорчеву Ю.В. Борисова убивать было скучно.
— Панькин А.И. друг и деловой партнер Шорчева Ю.В. Его обвинение сделало (вернее попыталось сделать) бригадиром группы вымогателей, входивших в ОПС «Борисовские».
Видякин, Вотяков, Силантьев, Годунов- эта самая пресловутая «бригада вымогателей» якобы действовавшая в селе Атемар.
И так, по результатам вердикта:
1. Покушение на убийство Юничева, Чепарева, Грачева и Лемайкина- доказано но Шорчев Оськин и Богачев- не причастны.
2. Покушение на убийство Манерова. Шорчев, Оськин и Богачев не причастны.
3. Убийство Манерова. Шорчев, Оськин и Богачев- не причастны.
4. Убийство Сюбаева и Лаврентьева. Шорчев Оськин и Богачев- не причастны.
5. Покушение на убийство Виттенберга. Шорчев, Оськин и Богачев- не причастны.
6. Убийство Усманова. Шорчев, Оськин и Богачев- не причастны.
7. Покушение на убийство Арюткина. Шорчев не причастен. Оськин и Богачев- причастны, заслуживают снисхождения.
8. Убийство Арюткина. Шорчев, Оськин, Богачев- не причастны.
9. Убийство Борисова А.М.- не доказан факт преступления.
10. Приобретение, хранение и транспортировка оружия по всем перечисленным эпизодам- не доказан факт преступления.
11. Бандитизм по перечисленным эпизодам- не доказан факт преступления.
12. Вымогательство у Алямкина- не доказан факт преступления
13. Вымогательство у Чиндяскина- не доказан факт преступления.
14. Вымогательство у Гуляхина. Шорчев и Панькин не причастны, Годунов и Силантьев- причастны, заслуживают снисхождения.
15. Вымогательство у Щулепова- не доказан факт преступления
16. Вымогательство у Кривякова. Шорчев и Панькин не причастны. Годунов и Силантьев причастны, заслуживают снисхождения.
17. Вымогательство у Лодырева- не доказан факт преступления.
18. Вымогательство у Калачина. Шорчев и Панькин не причастны, Годунов причастен и заслуживает снисхождения.
19. Вымогательство у Козлова А.Ф.- не доказан факт преступления.
20. Вымогательство у Макушкина- не доказан факт преступления
21. Вымогательство у Лизиной- не доказан факт преступления.
22. Вымогательство у Козлова С.Ю. – не доказан факт преступления.
23. Вымогательство у Колодкина- не доказан факт преступления.
24. Вымогательство у Дедина- не доказан факт преступления.
25. Вымогательство у Самаркина- не доказан факт преступления.
26. 4 эпизода вымогательства у Пегановой- не доказан факт преступления.
27. Приобретение и хранение оружия, которое выдал следствию свидетель Чураков- на доказан факт преступления.
28. Создание преступного сообщества – не доказан факт преступления.
Шорчев, Ковалев, Панькин, Видяки и Вотяков отрицали свою вину по всему объему предъявленного обвинения.
Годунов и Силантьев признавали свою вину по всему объему обвинения, а именно по вымогательствам у Гуляхина, Кривякова, Калачина. Естественно, что признавали они свою вину не потому, что они на самом деле чего-то противоправное совершали. Нет, эти два идиота (другого слова у меня для них нет) так себе смягчение наказания выторговывали. Их счастье, что вердикт не был оглашен. Мне ни раз и не два приходилось видеть, как в подобных ситуациях, не сумев посадить тех, кого хотели, прокурор и суд «отыгрывались» на таких вот «раскаявшихся», назначая им совершенно умопомрачительные сроки. Так мало того, они, будучи под подпиской о невыезде, приходили на оглашение вердикта даже без собранных баулов, типа думали, что по трем вымогательствам в составе ОПС им условный срок дадут. Тут, как говориться- без комментариев.
Богачев на следствии свою вину признавал в полном объеме. На суде признал вину только по эпизоду покушения на Арюткина, за что и был признан виновным но достойным снисхождения.
Оськин, признавал вину полностью и давал признательные показания по всему объему обвинения. В итоге, признан присяжными виновным в покушении на Арюткина. В общем все эти «признания» Оскьина присяжные совершенно верно расценили как самооговор.
Еще один немаловажный момент. Если прочитать постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей (приведено в прошлой публикации) то можно увидеть, что судья узрел в вопросном листе противоречия и даже привел список вопросов в которых он их «увидел». Ради интереса, посмотрите эти вопросы и попробуйте определить- в чем противоречия? Лично я их так и не увидел.
Теперь несколько общих слов по итогам судилища.
В принципе, когда я увидел вердикт, у меня даже исчезла обида на то, что его не огласили. Если бы судья Устимов допустил бы его оглашение, то закончить он должен был бы фразой: «Всем спасибо, все свободны, а мы с прокурорами уезжаем в тюрьму, половина Мордовского МВД нас там уже ждет.». Пятеро подсудимых признаны невиновными по всему объему обвинения. Двадцать(!) эпизодов признаны недоказанными. То есть не просто доказана непричастность к их совершению подсудимых, а установлено, что таких преступлений просто не было в природе. То есть двадцать эпизодов было просто напросто выдумано следствием, сфальсифицировано. Обвинение в бандитизме и организации преступного сообщества, так же развалились. Да и обратите внимание, с каким результатом! В большинстве случаев обвинение признавалось недоказанным со счетом 3:9 или 2:10 а иногда и единодушно. То есть при всех «фокусах» обвинения, убедить в реальности описываемых ими событий подавляющее большинство присяжных не удалось.
Но все это не идет ни в какое сравнение с недоказанностью факта убийства гражданина Борисова А.М. Дело в том, что этот гражданин, в начале 2000-х был лидером всемогущей группировки «Борисовские». Затем он исчез. А в 2009 году, его бывший подручный, лидер Ковылкинского звена ОПС «Борисовские»- Чураков Р.Х. заявил, что-де Борисов убит Шорчевым и Ковалевым, и в подтверждение своих слов Чураков даже выдал сотрудникам полиции некий труп. Да вот только у защиты были очень серьезные сомнения в том- Борисов ли это. Как оказалось, присяжные тоже в этом сильно сомневались. В итоге по результатам вердикта мы имеем чей-то бесхозный труп, который пытались выдать его за труп Борисова А.М. В результате возникают вопросы- чей же это труп на самом деле и какое отношение к его появлению имеет команда Чуракова? В общем Чуракову сотоварищи всерьез начинает «светить» обвинение в «мокрухе». А тут уж как в пословице- «Коготок увяз, всей птичке пропасть». На Чуракова и компанию, по всей Мордовии десятки отказных материалов, по тяжким и осбо тяжким составам. Ну а если Чураков начнет «тонуть», то вопрос только времени, когда в обмен на конечный (а не пожизненный) срок, он начнет сдавать своих благодетелей в прокуратуре, МВД и администрации Мордовии. А таковых у него (по слухам, естественно) немало, причем в самых высоких кабинетах.
В общем, оправдательный вердикт по этому делу, «утопил» бы такие региональные фигуры, что тряску Мордовии заметили бы и на федеральном уровне.
Было бы не справедливо обойти вниманием адвокатов, работавших по этому делу.
Защитники подсудимого Шорчева Ю.В.
— Амелин Александр Иванович, Президент Адвокатской палаты Республики Мордовия Председатель Правления Коллегии адвокатов №1 Адвокатской палаты Республики Мордовия.
— Васильев Александр Витальевич, адвокат Адвокатской палаты Московской области.
— Кемаев Роман Васильевич, адвокат Адвокатской палаты Республики Мордовия
***
Защитники подсудимого Ковалева С.Н.
— Журалева Эльвира Шамильевна адвокат Адвокатской палаты Республики Мордовия
— Калинкина Любовь Даниловна адвокат Адвокатской палаты Республики Мордовия
***
Защитники подсудимого Панькина А.И.
— Фирсов Сергей Николаевич адвокат Адвокатской палаты Республики Мордовия
***
Защитник подсудимого Богачева С.В.
— Аркайкин Антон Борисович адвокат Адвокатской палаты Республики Мордовия
***
Защитник подсудимого Видякина Г.И.
— Курочкина Оксана Михайловна адвокат Адвокатской палаты Республики Мордовия
***
Защитник подсудимого Вотякова С.А.
— Кудаев Сергей Викторович адвокат Адвокатской палаты Республики Мордовия
P.S. Не знаю, получал ли кто либо подобный вердикт (пусть и не оглашенный) по такому объему обвинения. Возможно, что и получал. Но лично для меня, это безусловно личный рекорд, который вряд ли будет мной улучшен в ближайшее время.