Праворуб: Из процесса удалили очередного адвоката.
Праворуб: Прения. Ход конем. Upd. 06.05.2016
Праворуб: Прения в суде присяжных.
Праворуб: Как обезвредить "Змея Горыныча".
В итоге, в день оглашения вердикта, коллегия присяжных заседателей развалилась. Это, если кратко и по юридически сухо. А если с подробностями, то хронология событий была следующая:
15.06.2016 (среда)
Судья оглашает присяжным заседателям вопросный лист. Ранее, на содержание вопросного листа, стороной зашиты были поданы возражения. Каких только нарушений при его составлении мы не выявили.
Тут и постановка перед присяжными правовых вопросов, и повторные вопросы о совершении конкретным лицом конкретного преступления, и соединение в одном вопросе нескольких инкриминируемых эпизодов… Естественно, возражения судом во внимание приняты не были, вопросный лист оставлен практически без изменений.
После оглашения вопросного листа судья обращается к присяжным заседателям с напутственным словом. Здесь тоже никаких сюрпризов не было – как и следовало ожидать, основное внимание председательствующий уделил исключительно доводам стороны обвинения, исказив и переврав везде где можно и нельзя доказательства защиты.
По окончании произнесения напутственного слова, сторона защиты принесла на него возражения. Единственные возражения, которые, согласно УПК РФ заявляются в присутствии присяжных заседателей.
Впрочем, всё это было вполне предсказуемо, а вот дальше началось нечто интересное! По окончании напутственного слова судьи, прокурор Русяев внезапно заявил, заявил отвод двум присяжным заседателям. У одной в родственниках вдруг обнаружился сотрудник МВД, у другой… А другая оказалась бывшей тещей одного из потерпевших.
В обосновании своего отвода, прокурор Русяев предоставил ответы из ЗАГС на запросы прокуратуры. Сторона защиты с удивлением ознакомилась с ответами на официальные запросы о родственниках присяжных, которые получило перед этим заседанием обвинение.
Стороной защиты было заявлено о незаконности сбора прокуратурой сведений о присяжных заседателях, на том основании, что присяжный заседатель, по своему статусу и иммунитетам, практически полностью соответствует федеральному судье. В связи с его деятельностью в качестве присяжного, в отношении него запрещено проводить какие-либо ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), в том числе и собирать информацию о его личной жизни.
Причем это не мнение адвокатов, а совершенно официальная позиция Верховного суда РФ, который в свое время уже вынес частное определение в адрес Рязанской прокуратуры за такие «делишки»… Однако стоило защите упомянуть об этом, как судья, который бы вроде-как должен блюсти закон и как минимум оберегать присяжных в своем процессе, вдруг изменился в лице и срываясь на визг закричал о том, что защита-де не имеет права обсуждать при присяжных процессуальные вопросы!
События последующих дней со всей пугающей очевидностью показали, почему судья позволил прокурорам проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении присяжных заседателей и, видимо, не только в отношении двух отведенных…
Ну а разжалованных Русяевым присяжных, несмотря на возражения защиты, отвели и заменили двумя запасными. На этом заседание закончилось.
16.06.2016 (четверг)
С утра присяжные удалились в совещательную комнату. Рассмотрение 100-страничного вопросного листа, содержащего 300 вопросов, сформулированных нарочито запутанно, требовало от присяжных терпения и внимательности. К 6 вечера, после почти семи часов обсуждений, присяжные покинули совещательную комнату и сообщили председательствующему о том, что вердикт ими вынесен.
Судья, даже не открыв вопросного листа, сходу заявил, что для проверки решения коллегии на непротиворечивость, ему нужно два часа (юрист средней руки справился бы с такой работой минут за 30), а поэтому он предлагает огласить вердикт завтра, в пятницу.
И сторона защиты и сами присяжные против этого возражали, высказывая готовность продолжить работу в этот день. Однако судья был непреклонен, как и всегда в тех случаях, когда он грудью кидался спасать прокуроров, регулярно загонявших себя в ходе процесса в патовые ситуации. В судебном заседании был объявлен перерыв до следующего дня.
17.06.2016 (пятница)
Секретарь судебного заседания докладывает в начале судебного заседания о явке участников процесса, сообщая при этом, что одна из присяжных не явилась, поскольку повезла мать в больницу…
Не вдаваясь в долгие раздумья и не спрашивая мнения сторон, судья моментально убегает в совещательную комнату печатать решение о замене не явившегося присяжного единственным оставшимся запасным. Как будто только этого и ждал (и как покажут дальнейшие события – ждал…).
Несколько минут и присяжный заменён – коллегия снова удаляется в совещательную комнату голосовать заново – раз произошла замена присяжного, эту процедуру необходимо начинать сначала.
Через три с половиной часа коллегия объявляет о том, что вопросный лист ими заполнен и они снова готовы огласить вердикт.
– Вердикт вынесен единогласно? — вопрошает председательствующий.
– По большинству вопросов – да, по некоторым голосовали, — отвечает старшина присяжных.
– Вы должны были приступать к голосованию по истечении трех часов с момента удаления в совещательную комнату. За полчаса вы не могли проголосовать по всем вопросам, поэтому удалитесь обратно в совещательную комнату, — поражает всех своим решением судья.
В пять часов вечера они делают еще одну попытку огласить вердикт.
– Мы готовы огласить вердикт. И еще, мы очень просим Вас дать нам сделать это сегодня!
Судья, с явным неудовольствием, пролистывает несколько страниц вопросного листа и заявляет, что снова видит в нем противоречия (еще бы, наверное, он не один день потратил, чтобы сформулировать вопросы максимально коряво), а раз так, то присяжным нужно ещё время на их устранение – и займутся они этим уже в понедельник.
Как же так, вскипают все в зале, ведь еще масса времени сейчас?! Есть возможность уже сегодня и вердикт доработать, и огласить решение! Но что такое мнение 12-ти присяжных, 10-ти адвокатов и 9-ти подсудимых, в сравнении мнением председательствующего судьи, спасающего положение?! В заседании объявлен перерыв на выходные – до понедельника.
20.06.2016 (понедельник)
Секретарь буднично докладывает о явке участников процесса.
– Явились десять адвокатов, девять подсудимых, девять присяжных – трое присяжных не пришли…
Всё, финита ля комедия, называемая по привычке судебным процессом. Впрочем, нужно еще соблюсти формальности и тут судью ожидает сюрприз.
Встает адвокат С.Н.Фирсов:
– Уважаемый суд, сейчас к нам в адвокатскую коллегию обратилась бывшая присяжная заседательница, исключенная из коллегии на прошлой неделе, в пятницу. Так вот, в пятницу на неё было совершено нападение. У ворот больницы, куда она утром отвезла свою мать, неизвестный облил её краской. Вслед за этим, когда она поехала на такси домой переодеться, машину такси остановил экипаж ГИБДД и без каких-либо причин и оснований длительное время удерживал таксиста.
Присяжная была вынуждена продолжить поездку домой на попутке. У дома её встретил какой-то подозрительный гражданин, который вёл себя показательно вызывающе, однако силами соседей злоумышленник был нейтрализован (после нападения с краской присяжная сразу позвала на помощь, не дожидаясь новой атаки).
Удивительное дело, но когда на место происшествия прибыл вызванный патрульный экипаж из местного ОВД, задержанным оказался оперативный сотрудник полиции! Всё это время, присяжная звонила и сообщала о происходящем вашему секретарю – Ольге Романовой, она была в курсе всего.
Зал взрывается от возмущения. В адрес судьи, прокуроров и секретаря звучат прямые обвинения в принятии неподсудных решений. Судья даже не пытается навести порядок в зале а поспешно из него убегает печатать решение о роспуске коллегии.
В конечном счете, председательствующий признает коллегию распавшейся, ведь запасных присяжных больше не осталось, а явились «исправлять пятничные противоречия» лишь 9 человек, а значит дело будет слушаться с начала и в новом составе суда.
На решение о роспуске коллегии присяжных, стороной защиты принесена апелляционная жалоба.
* * *
Выводы по итогам произошедшего:
1. Судейская креативность не стоит на месте и изобретает все новые и новые способы обхода «неудобных» вердиктов присяжных заседателей.
2. В то же время, хоронить суд присяжных ох как рано. Без него. По делу уже давно был бы вынесен обвинительный приговор. Теперь же новый процесс и еще бабушка надвое сказала, какой вердикт будет вынесен вновь. Более того, Мордовия- регион специфический. Власть там практически феодальная, да и сам народ регулярно на выборах это доказывает. То все единогласно за коммунистов, то все единогласно за Ельцина, то все единогласно за ЕдРо. И вот в этом «городе зомби» (это не мои слова а цитата одного моего знакомого), двенадцать присяжных, несмотря на крутейший региональный заказ и нешуточное давление- выступили против «политики партии» и вынесли оправдательный вердикт, в первые за несколько лет!
3. Наконец надо признать, что технологии, приемы и методы которые использовала защита в этом деле, и прежде всего метод информационного сопровождения дела- работает великолепно и результативно.
P/S/ В ближайшее время, будет опубликован еще ряд документов касающихся этого процесса, и прежде всего заполненный присяжными заседателями вопросный лист и…. самоотвод председательствующего.
«Враг будет разбит, победа будет за нами!»