В настоящей публикации на примере конкретного дела из моей адвокатской практики будет рассмотрен вопрос о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией статьи особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Фабула дела:
За юридической помощью, по рекомендации уважаемого коллеги с портала «Праворуб.ру» (за что ему отдельное спасибо!), ко мне обратился предприниматель (юридическое лицо), в отношении которого был составлен протокол по ч.4 ст. 15.12 КОАП РФ. Поводом к составлению протокола явилось выявление факта реализации алкогольной продукции маркированной федеральными специальными марками (ФСМ) с признаками подделки.
Линия защиты:
Защита строилась по нескольким направлениям, в том числе оспаривалась субъективная сторона вменяемого правонарушения (вина), однако данное направление защиты желаемого результата не принесло. Помимо направления по оспариванию вины факультативно отрабатывалась линия защиты относительно возможности назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 ст. 15.12 КОАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 200 000 до 300 000 рублей. В настоящей статье я хочу акцентировать внимание именно на рассмотрении вопроса назначения наказания ниже низшего предела, так как именно указанная цель была достигнута в рассматриваемом деле.
Проблематика:
В уголовном праве существует такой институт как назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершенное преступление, соответствующей санкцией статьи Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ). В юридическом сообществе такой институт именуется назначением наказания «ниже низшего предела». Предусмотрено такое правило ст. 64 УК РФ. Кодекс об административных правонарушениях РФ по своему духу ближе всего располагается именно к Уголовному кодексу, однако в КоАП РФ прямо не предусмотрено такого правила как назначение наказания ниже низшего предела, как это предусмотрено в вышеуказанной статье УК РФ.
Административный штраф, который предусмотрен многими статьями особенной части КоАП РФ, является достаточно весомым. Соответственно, в случае назначения такого штрафа, может быть поставлено под угрозу существование самого субъекта предпринимательской деятельности в виду существенного ухудшения его финансового положения после выплаты административного штрафа. Особенно это актуально в условиях кризисной ситуации в экономике.
Разрешение ситуации:
С учетом обозначенной проблематики Конституционным Судом РФ (далее по тексту КС РФ) было принято Постановление № 4-П от 25.02.2014. Согласно данному постановлению размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и ст. 19.7.3 КОАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Указанное Постановление КС РФ было решено использовать в обоснование позиции о необходимости снижения штрафа ниже низшего предела, в случае его назначения судом.
Заявляя указанную просьбу, необходимо обосновать возможность такого снижения, так как данная мера, как разъяснено КС РФ, может применяться в исключительных случаях, и не может быть применена без достаточных на то оснований.
Для обоснования возможности назначения административного штрафа в данном конкретном деле были использованы следующие доказательства:
1. Выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Использование данной выписки необходимо, чтобы подтвердить принадлежность привлекаемого к ответственности лица к указанным категориям субъектов предпринимательской деятельности.
2. Документы, подтверждающие, что привлекаемым к ответственности лицом предприняты необходимые меры для проверки подлинности реализуемой продукции. (Сведения о занесении производителем в базу ЕГАИС данных о произведенной алкогольной продукции, относительно которой выявлен факт использования ФСМ с признаками подделки, и документы, подтверждающие, что в организации установлено необходимое оборудование для проверки реализуемой продукции через базу ЕГАИС).
3. Документы, подтверждающие финансовое состояние привлекаемого к ответственности лица (бухгалтерский баланс; сведения о расчете по начисленным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование работников; справка о составе активов организации; штатное расписание организации; выписка с банковского счета организации). Документы необходимы для того, чтобы подтвердить, что в случае назначения административного штрафа в значительном размере может быть поставлено под угрозу дальнейшее функционирование субъекта предпринимательской деятельности.
4. Документы, подтверждающие, что поставщик, от которого был получен товар с признаками подделки ФСМ, являлся проверенным контрагентом, ранее неоднократно поставлявшим аналогичную продукцию, относительно которой не выявлялось признаков подделки ФСМ. Соответственно у привлекаемого к ответственности лица не было оснований сомневаться в подлинности приобретаемой продукции.
Итог по делу:
При назначении наказания судом были применены положения, указанные в Постановлении КС РФ № 4-П, и назначен административный штраф ниже низшего придела в размере 100 000 рублей. Штраф был снижен как минимум в два раза по сравнению с размером, предусмотренным санкцией ч.4 ст. 15.12 КОАП РФ.
Добавлено: 12:37 29.09.2022