В период с 2007 по 2011 годы я замещала должность муниципальной службы в администрации Новодеревенского муниципального района Рязанской области.
Осенью 2010 года все муниципальные образования нашей области получили указание оптимизировать свои структуры с целью сокращения расходов на денежное содержание служащих.
Моя должность – начальник юридического отдела подлежала сокращению, поскольку создавался организационно-правовой отдел, в котором мне предложили должность ведущего специалиста.
От предложенной должности я отказалась, поскольку размер денежного вознаграждения ведущего специалиста был ниже на 40% размера денежного вознаграждения начальника отдела, при этом я понимала, что объем работы и ответственность не уменьшится, а увеличится, поскольку многие должности сокращались и их права и обязанности передавались другим служащим.
Кому знакома жизнь в маленьком поселке, меня поймут. Для высших лиц администрации района мой отказ от предложенной должности вызвал негодование и кровную обиду, поскольку понимали, что юрист им все-таки нужен. Первый заместитель высказала мне, что я неблагодарная, что с их помощью я заработала себе хорошие стаж и запись в трудовой книжке, что я получала большую зарплату наравне с другими начальниками отделов, тогда как они долго, с самых низов шли к этой должности, а меня сразу взяли и т.д. Что найдутся люди, которые с радостью придут и буду работать на должности ведущего специалиста, на что я ответила, так в чем проблема? Я не против, пусть люди приходят и работают.
В итоге, рассталась я с администрацией района со скандалом.
В период, когда шло сокращение, многие служащие пытались выяснить, какие выплаты положены по сокращению.
В Уставе района, в редакции, действующей на период увольнения, имелся пункт, что при увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращении его штата муниципальному служащему выплачивается единовременное четырехмесячное денежное содержание, при этом выходное пособие не выплачивается. В этом случае муниципальный служащий остается в течение года в реестре муниципальных служащих муниципального района (с указанием «в резерве») с сохранением стажа муниципальной службы.
В суд обращаться никто не хотел, поскольку у всех имелись близкие родственники – супруги, дети, внуки и т.д., работающие в различных сферах в нашем районе, которые могли пострадать от гнева главы района и его приближенных лиц.
На обращение в суд решилась одна я, остальные решили выждать и посмотреть, чем кончится дело.
Мной было подготовлено исковое заявление, требования которого неоднократно уточнялись в ходе процесса. Сначала я просила взыскать единовременное четырехмесячное денежное содержание за минусом выходного пособия, однако судья (про нее надо сказать отдельно), убедила меня, что надо просить все, намекая, что все удовлетворит.
Про судью: дело взяла рассматривать председатель суда. У нее была большая поддержка в областном суде – свекровь возглавляла судебную коллегию по уголовным делам. Ни одного решения без согласования с ней она не принимала, и отмены решения у нее не моглобыть. Меня это обстоятельство радовало.
В итоге длительного судебного разбирательства, связанного, прежде всего, с уточнением расчета и иска, мои требования были удовлетворены.
То, что глава района был зол - это ничего не сказать, он рвал и метал. Ведь после меня в суд готовы были обратиться и другие уволенные служащие.
Радость от победы длилась недолго, поскольку кассационным определением решение суда было отменено, а в удовлетворении моих требований было отказано.
Как потом я узнала с моим вопросом глава района выходил на губернатора области, в связи с чем была дана соответствующая установка областному суду.
Судья была в шоке, ее решение отменили. Это было ее первое отмененное решение. Свекровь не смогла спасти ситуацию.
Для чистоты дела я прошла все инстанции, но это не помогло.
Основанием для отмены послужил прежде всего союз «И». Союз «И» — соединительный союз, используются для выражения
одновременно или последовательно происходящих событий.
Согласно ч. 3 ст. 23 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Составляя иск, я понимала, что в буквальном значении данное положение означает, что дополнительные гарантии должны быть предусмотрены одновременно и в Законе области и в Уставе района.
В законе области дополнительные гарантии при увольнении муниципальных служащих в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращением его штата не предусматривались.
Однако я полагала, что Закон области о муниципальной службе также противоречит федеральному законодательству, поскольку согласно ст. 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается в том числе посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.
В Законе Рязанской области от 01.06.2005 года № 46-ОЗ «О государственной гражданской службе Рязанской области» выплата единовременного получения компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении гражданского служащего в связи с упразднением государственного органа или сокращении должностей гражданской службы в государственном органе.
Таким образом, исходя из самостоятельности органов местного самоуправления и принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы, я полагала, что отсутствие дополнительных гарантий в законе субъекта не может служить основанием для отказа в удовлетворении моих требований.
Судья первой инстанции, как мне показалось, вообще не придала значение союзу «И».
Кассационная инстанция в своем определении указала, что установление правовых основ муниципальной службы отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, последние вправе принимать по названному предмету ведения свои законы в соответствии с федеральными законами, а муниципальные образования, соответственно, вправе предусмотреть в своем уставе только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами или законом субъекта РФ.
Поскольку ни в законе субъекта РФ, ни в Федеральном законе не предусмотрены дополнительные гарантии, положения Устава противоречат правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем суд не должен был ими руководствоваться.
Не смотря на то, что суд я не выиграла, администрация района долго на меня злилась, чинила препятствия в устройстве на работу. По истечении времени все забылось, после присвоения статуса адвоката администрация не раз обращалась ко мне за помощью.
А вот юриста у них до настоящего времени так и нет.