В апреле 2014 года З. обратилась в Фонд защиты вкладчиков с заявлением, в котором выразила свое согласие на приобретение прав (требований) по вкладу, открытому в ПАО «Банк». Вместе с заявлением ею были поданы документы, подтверждающие наличие и размер обязательства Банка перед ней. Фондом документы были изучены, признаны достоверными. С З. был заключен договор цессии, по которому Фонд защиты вкладчиков приобрел у З. права (требования) на сумму 19080 долларов США и выдал ей компенсационную выплату в размере 699 302,54 рублей.
Недолго длилась радость З. Спустя полтора года она получила повестку из Евпаторийского городского суда с уведомлением явиться в судебное заседание в качества ответчика по иску Фонда защиты вкладчиков. Что же хотел от нее истец? Расторгнуть договор цессии, взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 699 302,54 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 99 620,59 рублей, услуги представителя – 12 500 рублей, гос.пошлину – 11 314 рублей.
Итак, подобьем промежуточные итоги: только что ты получил в качестве компенсационной выплаты 700 тысяч своих денег, которые ранее лежали на депозите в банке, а сейчас ты оказываешься должен 823 тысячи неосновательного обогащения. Не плохо.
Подготовились мы с клиентом к судебному заседанию, я составил возражения и отправились в суд первой инстанции в надежде на справедливость.
Что же мы увидели?
В узком коридоре храма правосудия, ведущем к кабинету нужного нам судьи, было не пробиться. Оказалось, что судья решила посвятить рабочий день рассмотрению только исков Фонда защиты вкладчиков. Действовал хорошо отлаженный конвейер. Стороны вызывались в зал заседания, где ответчики из рассказа судьи начинали понимать всю серьезность своего положения. И тут истец предлагал заключить мировое соглашение, для обсуждения которого стороны выходили в коридор, где сотрудники истца предлагали вкладчику просто «шикарную сделку»: ответчик возвращает Фонду компенсационную выплату или по их терминологии «сумму неосновательного обогащения» не сразу, а частями, т.е. истец щедро предоставляет ему рассрочку, а за это с него не будут взыскивать судебные расходы и проценты за пользование чужими денежными средствами. Некоторые не выдерживали и соглашались. Ведь большинство кто держал деньги на депозитах это были пожилые люди.
Мой клиент такие «шикарные» предложения Фонда отверг и суд начал слушать дело по существу.
Наша позиция по делу сводилась к следующему:
После обнародования заявления Фонда о начале приема заявлений о получении компенсационной выплате З. вместе с заявлением подала требуемый комплект документов, подтверждающих, что ею был заключен депозитный договор с банком на определенную сумму. В течение десяти дней сотрудники Фонда проверяли документы после чего руководством принималось решение о выкупе прав (требований) З. к банку. С нею заключался договор цессии, в котором не прописаны требования к документам, которые должна была передать З. цессионарию. Договор был подписан, условия договора выполнены обеими сторонами: З передала документы, Фонд защиты вкладчиков выплатил деньги.
Довод истца о существенном нарушении договора З. ничем не подтвержден. Кроме того, в силу ст. 452 ГК РФ З. не получала требования истца о расторжении договора.
Полученная компенсационная выплата не является неосновательным обогащением. Выплата была перечислена досрочно, ранее срока указанного в договоре цессии, поэтому в силу требований п.1 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату.
По решениям, принятым судом до нашего судебного заседания, была понятна «странная» симпатия суда к истцу. О чем мы догадывались то и произошло.
Суд удовлетворил исковые требования в полном объеме: договор цессии был расторгнут. С З. взыскали сумму неосновательного обогащения в размере 699 302 рублей, расходы по оплате услуг представителя – 12500 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами – 99620 рублей, гос.пошлину – 11314 рублей. Получив полный текст решения стало понятно, что решение было одно на все рассмотренные в тот день дела. Фонд утверждал, что З. не был предоставлен оригинал договора банковского вклада, что свидетельствует о не предоставление всех необходимых документов. В заседании я заявил ходатайство об истребование у Фонда дела З. по компенсационной выплате, в котором должны находиться оригиналы всех документов предоставленных З. Суд изучил эти документы. И о чудо. Среди прочих нашелся и оригинал банковского договора. Но изготовив решение одно на всех, суд упорно пишет, что З. не был передан Фонду злополучный оригинал.
Осталась надежда на апелляцию. И апелляция нас в этот раз не разочаровала. Решение было отменено, в иске отказано. Удивительно, но вышестоящий суд услышал аргументы адвоката.
Послесловие.
Посмотрев на драму, развернувшуюся в коридоре суда меня стали терзать стойкие сомнения, что требование о возврате компенсационных выплат это была хорошо продуманная комбинация. Вначале выплачиваемые вкладчику средства попадали в Фонд из бюджета, что вызывало к этим деньгам пристальное внимание. Но в дальнейшем, когда они взыскивались и возвращались в Фонд это уже были обезличенные средства, которыми можно было воспользоваться по своему усмотрению.


Уважаемый Андрей Викторович, Фонд, это аналог АСВ, как я понимаю?
Получается, что своими действиями Фонд, лишил всех, кому выплатил деньги, возможности обратиться к банку за своими сбережениями, а потом еще и потребовал вернуть полученные деньги?
Интересно, а с банка Фонд получил что-нибудь?
Уважаемый Сергей Валерьевич, спасибо за проявленный интерес к публикации. От всех обратившихся вкладчиков фонд брал доверенности на представление их интересов в суде. Затем фонд в их интересах обращался в суд и взыскивал деньги с банка. Все решения выносились в пользу вкладчиков.
Уважаемый Андрей Викторович, а заявление на мошенничество подано?
Уважаемый Фаниль Рафисович, вы имеете ввиду что мошенник фонд? Нет, такое заявление не подавали.
Уважаемый Андрей Викторович, ну не сам фонд, конечно. А люди, которые там работают.
Тем более, что дальнейшая судьба взысканных денег носит более, чем сомнительный характер.
требование о возврате компенсационных выплат это была хорошо продуманная комбинация.... … выплачиваемые вкладчику средства попадали в Фонд из бюджета,...
… когда они взыскивались … это уже были обезличенные средства, которыми можно было воспользоваться по своему усмотрению Уважаемый Андрей Викторович, Вы совершенно правы — такие «комбинации» обычно возникают не просто так, а с чьего-то высочайшего одобрения, и в результате таких
махинацийкомбинаций в российском списке Forbes появляются новые имена... (smoke)Уважаемый Иван Николаевич, именно такое впечатление сложилось и у меня.
Уважаемый Иван Николаевич, такие эпизоды — еще что! Вот сейчас «новая волна» от Фонда покатила. Мы с Симферопольской коллегой рассматриваем в Арбитражном суде Крыма дело, где Фонд себя позиционирует как универсальный правопреемник кредитных учреждений по отношению юридическим лицам, перерегистрировавшимся в РФ и имеющим кредитные обязательства перед банками Украины на суммы свыше 5 млн. рублей. Иски предъявлены в отношении обязательств, обеспеченных недвижимостью!
Вот где олигархи начнут плодиться! А, наше дело, похоже, еще и прецедентное!
Уважаемый Андрей Викторович, очень интересное дело с крымской спецификой. Поздравляю!
Уважаемый Андрей Владимирович, спасибо за интерес к публикации и ваш комментарий. Благодарю за поздравление.
А можно первые буквы фамилии председательствующего.
Уважаемый Дмитрий Павлович, председательствующего в какой инстанции?
Уважаемый Андрей Викторович, в первой :)
Уважаемый Дмитрий Павлович, она уже ушла на пенсию — Кро…
Уважаемый Андрей Викторович, поздравляю Вас с победой в этом безумном деле! Несколько вопросов:
1. Откуда взялась сумма 22.000 $с копейками? Ведь цессия была на 19.000$ с копейками?
2. Не совсем понятен момент этой цессии. Фонд куда предьявлет иск о взыскании суммы по цессии?
Уважаемый Дмитрий Николаевич, спасибо за проявленный интерес к публикации.
1. Вклад был открыт на сумму 22000 дол, а максимальная сумма компенсационной выплаты не может быть больше 700 тыс. Интересный момент: когда клиент получил эти 699 с копейками тысяч это уже были не 19 000 дол, а «несколько» меньше — курс вырос практически в два раза.
2. Фонд предъявляет иск в местный суд в интересах вкладчика и взыскивает с банка эту сумму. Конечно суд иск удовлетворяет. Сейчас исполнительный лист находится на исполнение у главного судебного пристава-исполнителя ФССП г.Москва. Но есть один вопрос: Где имущество банка? Его нет. Имущество продает правительство Крыма и за счет этих средств (если будут покупатели на имущество) фонд выплачивает людям компенсацию свыше 700 тыс.
Уважаемый Андрей Викторович, теперь многое прояснилось! Еще раз Вас поздравляю и благодарю за разьяснения! Но конечно это реальное мошенничество!
Уважаемый Андрей Викторович, достойный результат!
Уважаемый Игорь Иванович, благодарю за поздравления.
Уважаемый Андрей Викторович, этот Фонд в Крыму — какое-то демоническое порождение! В 90-е в России такого беспредела не было! Как я понимаю его деятельность, сначала Фонд отмыл и распродал имущество кредитных учреждений, оставшееся на территории полуострова. Затем эти деньги и деньги бюджета, выделенные по 39-ФЗ раздали вкладчикам по заключенным с ними цессиям. После этого в дело пошла схема, аналогичная Вашему делу. Идеальная!!! Обязательства перед вкладчиками выполнили и деньги назад вернули! А теперь Фонд объявил себя универсальным правопреемником банков по отношению к юридическим лицам с кредитными обязательствами свыше 5 млн. рублей. Требования предъявлены о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество.
Интересно, а кто выгодоприобретатель, если учесть, что учредитель Фонда — правительство Крыма?
Уважаемый Владимир Борисович,
Интересно, а кто выгодоприобретатель, если учесть, что учредитель Фонда — правительство Крыма?в вашем вопросе есть и ответ на вопрос.
Уважаемый Иван Николаевич, такие эпизоды — еще что! Вот сейчас «новая волна» от Фонда покатила. Мы с Симферопольской коллегой рассматриваем в Арбитражном суде Крыма дело, где Фонд себя позиционирует как универсальный правопреемник кредитных учреждений по отношению юридическим лицам, перерегистрировавшимся в РФ и имеющим кредитные обязательства перед банками Украины на суммы свыше 5 млн. рублей. Иски предъявлены в отношении обязательств, обеспеченных недвижимостью!
Вот где олигархи начнут плодиться! А, наше дело, похоже, еще и прецедентное!