История давняя, связанная с работой канувшего в лету ФСКН (Наркоконтроля). Но, по крайней мере, у нас в Ростовской области большая часть сотрудников полиции из областного УФСКН влились в ряды ГУ МВД РФ по Ростовской области, поэтому в принципе люди и методы работы остались прежними, а история мне показалась интересной, и мне очень захотелось ее Вам рассказать.
В один из выходных дней мне позвонил мой давний клиент и попросил помочь его двоюродному брату Григорию, которого задержали сотрудники УФСКН РФ по Ростовской области за незаконное хранение наркотических средств, обнаруженных при обыске в его доме. Жил Григорий, потомственный казак, в одной из казачьих станиц Ростовской области за 300 километров от Ростова-на-Дону.
С Григорием связи естественно нет, но есть номер телефона тамошнего дежурного адвоката. Я немного удивился, так как родился и вырос на Дону и знаю, что настоящие станичники могут сильно выпить, если есть повод, незаконно наловить рыбу в Дону или, в крайнем случае, заехать кому-нибудь в «табло», если их достанут, но наркотики – это однозначно не их профиль. Ехать мне, конечно, не хотелось, во-первых, выходной, а после увольнения из органов я к этому стал относиться очень щепетильно, во-вторых, всё-таки 300 километров…
Звоню коллеге, дежурному адвокату, от которого узнаю, что он Григория защищать не собирается, так как у него тоже есть семья, живет он в той же станице и не хочет, чтобы ему также во двор подкинули наркотики. После этого разговора я понял, что мои выходные накрылись медным тазом…
Жил в казачьей станице настоящий донской казак Григорий и было у него три закадычных друга, тоже потомственные казаки. Было у них одно хобби – варить самогон из различных ингредиентов. Пили сами, угощали друг друга и иногда излишки продавали, не без этого… Первая беда была в том, что, шифруясь, в первую очередь от жен, бутылку самогона они называли «снаряд». Вторая беда заключалась в том, что один из друзей Григория был соседом парня по имени Яша.
Яша, парень приезжий, любил покурить марихуану, которую соответственно где-то покупал и иногда кому-то продавал. Яша также любил самогон, который покупал у соседа, по традиции, называя бутылку самогона кодовым словом – «снаряд».
Третья и главная беда была в том, что за Яшей, у которого уже была сделана проверочная закупка наркотических средств, следили и прослушивали телефон сотрудники областного ФСКН. Прослушивая телефонные переговоры, сотрудники ФСКН почему-то решили, что «снаряды» – это наркотические средства, и что Яша приобретает их у соседа, друга Григория. Соответственно четыре друга, которые согласно телефонным переговорам, периодически обмениваются «снарядами», обсуждают их качество и степень воздействия на организм, угощают и продают их другим лицам, есть самая настоящая организованная преступная группа, занимающаяся незаконным оборотом наркотических средств.
И вот однажды, рано утром, в дом к Григорию, выбив окна и двери, врывается спецназ ФСКН. Сначала всех кладут на пол, после чего женщин и детей, в том числе малолетних, сгоняют в одну из комнат, где держат до конца обыска. Здесь же, как водится, кинолог с собакой, эксперт, следователи, понятые, опера и много кого еще. Всего народу человек двадцать. Следователь спросила у шокированного Григория, есть ли у него предметы, запрещенные к гражданскому обороту. Григорий решил правду не скрывать и честно признался, что есть самогонный аппарат в сарае и рыбацкая сеть на чердаке. Я, честно говоря, думаю, что в этот момент Григорий признался бы даже в убийстве тридцать пятого президента США Джона Кеннеди. После этого сотрудники ФСКН взяли Григория за шиворот и начинали обыск в его присутствии. Все разбрелись по комнатам и занялись делом: спецназ контролирует периметр, эксперт фотографирует и зачем-то снимает везде следы пальцев рук, опера что-то ищут в комнатах, понятые курят во дворе, а следователь что-то пишет.
Затем Григорий вместе со следователем, кинологом, собакой и другими сотрудниками ФСКН вышли во двор, и почему-то все сразу, вслед за кинологом, подошли к стогу сена, расположенному во дворе дома. Причем служебная собака подошла к месту событий последней. Шокированный Григорий был шокирован еще больше, когда из стога сена сотрудники ФСКН достали большой пакет с марихуаной. Такой же пакет в последствие нашли в сарае, расположенном во дворе дома. После оформления всех процессуальных документов офигевшего от происходящего Григория повезли на допрос к следователю. Примерно тоже самое в то же время происходило у друзей Григория – любителей самогона.
Всю грандиозную спецоперацию снимала пресс служба УФСКН РФ по Ростовской области, причем на следующий день по региональным каналам показали видеозапись с обыском у Григория дома с самим перепуганным Григорием, прокомментировав при этом, что была задержана организованная преступная группа, во главе с Яшей, которая занималась распространением наркотических средства на территории Ростовской области. Григория, который, кстати, был сотрудником МЧС, после этой передачи, в тот же день уволили задним числом, подделав его подпись в заявлении об увольнении.
Маленькое отступление и, соответственно, несколько историй для понимания сути работы ФСКН и происходящего.
Меня по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, поначалу удивляло рвение экспертов ФСКН, которые всегда на осмотрах и обысках очень тщательно снимали следы пальцев рук со всех подряд предметов, особенно с кружек и стаканов. Спрашивается зачем им это? Это же не тайное хищение, как правило, все фигуранты уже установлены и задержаны?
Истина открылась мне, когда в одном из уголовных дел в мешке с марихуаной, через полгода после изъятия эксперты ФСКН нашли граненый стакан, на внешней поверхности которого изъяли следы пальцев рук моего доверителя. При этом, следы пальцев рук, изъятые с чайника при обыске дома у доверителя, бесследно исчезли из материалов уголовного дела.
В ходе общения с одним из своих бывших сослуживцев (был большой начальник в ФСКН), он мне по большому секрету рассказал о том, работать в холостую им категорически запрещено и что, в основном, в ходе обысков наркотические средства заносит спецназ, когда вламывается в дома и квартиры, естественно, без понятых и кладет всех возможных свидетелей и очевидцев лицом в пол.
Историю про цыганского барона мне рассказал мой коллега. Один из его клиентов, цыганский барон, искренне удивляясь, поинтересовался, почему у него дома, где реально есть пять тайников с наркотическими средствами, в ходе частых обысков сотрудники ФСКН вместе с собаками, оборудованием и экспертами никогда ничего не находят, а все время приезжают со своими наркотиками?
На допрос я успел приехать вовремя. Уголовное дело было возбуждено по ч.2 ст. 228 УК РФ, Григорий уже был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ. Вину Григорий не признал и дал соответствующие его позиции и правде показания. В протоколе допроса в качестве подозреваемого и других процессуальных документах, предоставленных нам на ознакомление, была масса существенных процессуальных нарушений, ошибок и опечаток, что, несмотря на протесты следователя, мною было отражено в самом протоколе допроса.
Мы сразу подготовили и направили жалобы в прокуратуру района и области. В последствие даже обратились в программу «Человек и закон». Я не знаю почему, но сотрудники ФСКН с нами связываться не захотели, Григория на вторые сутки отпустили из ИВС и избрали подписку о невыезде. Всех остальных, друзей Григория, взяли под стражу.
Почти год уголовное дело расследовалось различными следователями в различных следственных подразделениях УФСКН РФ по Ростовской области, проводились какие-то экспертизы, допрашивались свидетели. Следователи все время рассказывали нам про скорое соединение уголовных дел Григория, Яши и друзей, и про какие-то дополнительные доказательства вины Григория, полученные в результате ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий), которые мы так и не увидели, разве что стенограммы разговоров про «снаряды».
По всей видимости, чтобы доказать вину Григория сотрудниками ФСКН изначально планировалась фальсификация доказательств по уголовному делу. Ведь на пакете с наркотическим средством, обнаруженном при обыске у Григория, эксперты ФСКН не зря обнаружили и изъяли один след пальца руки, но почему-то потом, в силу неизвестных нам причин, они на фальсификацию так и не решились. Уголовное преследование в отношении Григория было прекращено по реабилитирующему основанию.
Насколько я знаю, Григорий был единственным из друзей-любителей самогона с адвокатом по соглашению и единственным, кто изначально не признал свою вину. Друзья Григория в последствие получили реальные сроки от 3 до 5 лет за незаконное хранение наркотических средств в крупном размере, каждый по своему уголовному делу. Никакие сбыты наркотических средств и участие в организованных преступных группах им естественно не вменялись.
В счет возмещения морального вреда от незаконного уголовного преследования, длившегося почти год, Григорий, который до сих пор не может устроиться на нормальную работу, получил от нашего государства целых 30000 рублей. Вот такая история…