Осмотр предметов, документов.
Как я описывал выше ( часть 1, часть 2) в рамках предварительного следствия в офисе подзащитного был произведен обыск. Как всегда в подобных случаях, были изъяты коробки. Поэтому необходимо было понимать какими документами располагает следствие и чем необходимо дополнить с целью доказывания своей позиции.
Перед направлением дела первому эксперту следователь изъятые в ходе обыска документы не осматривал. Так и отправил опечатанные коробки. Эксперт ЭКЦ провел осмотр, но опись составил уже по папкам с количеством листов. А что там в этих папках естественно не указал. (Это ж сколько времени надо).
Сразу после проведения обыска было заявлено ходатайство об участии в осмотре изъятых во время обыска документов в присутствии подозреваемого и его защитника. Ходатайство было удовлетворено. Но реальный осмотр был произведен только после того, как «коробки» вернулись от эксперта. До этого момента следователь видел именно «коробки» и больше ничего. Проведение осмотра с 10.00 до 16.00 заняло 10 дней. Это стоило того, были обнаружены в т.ч. документы на отсутствие которых ссылался первый эксперт в обоснование невозможности определить стоимость работ по договорным ценам, были обнаружены документы, свидетельствующие о размере затрат на охрану объекта, которые не вошли в расчет затрат застройщика, документы по проектному финансированию и др.
До проведения осмотра по моим многочисленным ходатайствам была также приобщена масса различной документации, обосновывающей затраты на строительство и определяющее порядок финансирования. А после осмотра стала видна общая картина доказательств и недостающие в ней прорехи, что и было восполнено.
Надо сказать, что ходатайств о приобщении доказательств было 18. По просьбе следствия каждое из них включало не более 100 наименований. В среднем было по 50-60.
И уже после всех этих мероприятий материалы были направлены эксперту для повторной экспертизы. Он уже располагал всеми документами, позволяющими определить размер затрат по договорным ценам, начиная с момента приобретения земли.
Заключительный допрос.
Кроме того, необходимо было зафиксировать отсутствие корысти и злого умысла со стороны доверителя в т.ч. по хозяйственным операциям с дольщиками, которые не смогли включиться в реестр дольщиков, имеющих право на получение жилья в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это было важно, ведь все остальные, кто включен, при достройке объекта получат реальные квартиры, а «обманутые» вправе претендовать лишь на выплату денег при распределении конкурсной массы, если 3-й очереди что — то достанется. С этой целью заявлено ходатайство о допросе конкурсного управляющего по вопросам, ответы на которые позволили зафиксировать, что в сложившейся ситуации виноваты именно сами дольщики, которые своевременно не совершали необходимых правовых действий, обязанность совершить которые прямо предусматривалась договорами с ними.
После того как была сформирована доказательственная база, полностью подтверждающая позицию моего доверителя, было заявлено ходатайство о его допросе. Предварительно текст показаний был отработан. И на само следственное действие мы явились с готовым текстом, который был скопирован в протокол.
В этих показаниях была отражена все финансово – хозяйственные отношения, весь перечень затрат, понесенных доверителем от начала строительства до признания его банкротом, включая цифры, обстоятельства и все существенные моменты.
Через некоторое время после проведения допроса было получено заключение эксперта, которое лишь подтвердило все показания и доводы доверителя.
Надо сказать, что последним допросом мы значительно облегчили работу следователя при подготовке постановления о прекращении уголовного преследования в отношении доверителя и постановления о приостановлении производства по делу, т.к. во многом описательная часть состояла из наших показаний.
Вот так и закончилось ничем уголовное преследование по ч.4 ст. 159 УК РФ, которое в начале было таким бурным – задержание, ИВС, избрание меры пресечения в суде, подозрение во всех тяжких грехах…..
РS: следователь жалуется на жизнь, постановление о приостановлении выносится и отменяется, выносится и отменяется…. А он вынужден каждый раз писать, ходить, ну когда же это кончится…… И не мудрено, к сожалению, в практике применения права часто боятся написать – сами виноваты. Вот и создается ситуация – паровоз пыхтит, урчит, делает вид что едет. К счастью процесс пыхтения и урчания в данном случае не повлек необоснованного обвинения.