Что делать, если пассажир общественного транспорта получил травму в результате ДТП, а виновного не установили? С таким вопросом ко мне обратилась дочь пожилой женщины, получившей тяжёлую травму при экстренном торможении трамвая в результате «неконтактного ДТП».
К тому времени на руках у доверительницы были заключение судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, в соответствии с которым женщине был причинён тяжкий вред здоровью, и постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Для начала было решено обратиться в страховую компанию, в которой была застрахована ответственность перевозчика. К приятному удивлению на этом этапе всё прошло гладко — документы были приняты спокойно и вежливо, страховая выплата была произведена в полном объёме и в надлежащие сроки.
Оставались претензии к самому перевозчику — очень уж возмущало их поведение, начиная с момента ДТП, когда травмированную женщину пытались просто вытащить из салона трамвая (скорую помощь при этом вызвали очевидцы), и заканчивая откровенным враньём в ходе допросов и отсутствием хотя бы извинений.
К сожалению, возобновлять производство производство по уголовному делу было уже бессмысленно — подходил к концу срок давности привлечения к уголовной ответственности. Но для заявления требования о компенсации причиненного морального вреда установление вины перевозчика и не требуется. Закон позволяет взыскать такую компенсацию с владельца источника повышенной опасности независимо от вины.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, но размер компенсации снизил до неприличных размеров, ссылаясь на грубую неосторожность доверительницы, которая в момент падения якобы не держалась за поручень. Пришлось идти в апелляцию. Санкт-Петербургский городской суд нас услышал, размер компенсации увеличил, указав, что держалась пострадавшая за поручень или нет, правового значения не имеет и грубой неосторожности не образует.
Апелляционное определение исполнено ответчиком в полном объёме.


Уважаемая Елена Владимировна, спасибо, очень нужная практика.
Поздравляю с тем, что удалось в апелляции изменить размер компенсации морального вреда, на мой взгляд этот размер вполне приемлемый.
Уважаемая Алёна Александровна, спасибо за Ваше внимание!
Городской суд фактически уравнял компенсацию морального вреда с полученной страховой выплатой.
А вот люди действительно не знают даже о возможности получить страховую выплату, и это печально. До адвокатов в подобных случаях доходят не все.
Уважаемая Елена Владимировна, а страховая выплатила на основании заключения судмедэкспертизы или медицинских документов?
Уважаемый Фаниль Рафисович, в страховую направляли и медицинские документы, и заверенные копии документов из уголовного дела, в том числе и заключение СМЭ.
Уважаемая Елена Владимировна, очень интересно и познавательно. Вашей доверительнице с Вами очень повезло.
Уважаемый Евгений Федорович, спасибо!
Уважаемая Елена Владимировна, отличный результат! Поздравляю!
Уважаемый Евгений Андреевич, спасибо!
Уважаемая Елена Владимировна, если не секрет, какую сумму страхового возмещения выплатила страховая, пострадавшему пассажиру общественного транспорта?
Уважаемая Софья Ароновна, на первоначальном этапе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» — 200 000 рублей.
После установления инвалидности у доверительницы осталось право на обращение в страховую за дополнительной выплатой.
Уважаемая Елена Владимировна, я вначале удивился по поводу того, что страховая так легко выплатила страховую выплату компенсации вреда, причиненного здоровью, а потом в комментарии увидел, что выплата была после предоставления документов из уголовного дела. А это существенно меняет дело!
У меня сейчас целая битва со страховой, которая ни в какую не признаёт очевидные вещи, а до этого как попугай, то этот документ дай, то этот, а потом опять этот. Вопрос добровольного страхования здоровья и жизни.
По поводу того, что апелляция услышала по размеру возмещения, очень даже радует. Примите поздравления! (handshake)
Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо!
Честно говоря, несмотря на предоставленные документы из уголовного дела, я предполагала, что и со страховой нам придётся обращаться в суд, и тоже очень удивилась, что страховая всё выплатила, более того, сотрудница разъяснила даже порядок дальнейшего обращения.
Уважаемый Евгений Алексеевич, у меня есть практика взыскания со страховой после отказа в выплате страхового возмещения пассажиру общ. транспорта, если необходимо, поделюсь.
Уважаемая Софья Ароновна, был бы признателен. Практика лишней не бывает.
ewgeny.korobow@gmail.com
Уважаемая Софья Ароновна, мне тоже, пожалуйста! Буду очень признателен!
yurist.logok@mail.ru
Уважаемый Евгений Алексеевич, у меня только дело закончилось — пешехода сбили — тяжкий вред. Но УД не возбудили — ибо водила не имел возможности избежать. Ночь. Не пешеходный переход. СК выплатила 120 тыр. Выплатила без проблем. А по суду моралку взыскали 100 тыр. О как. Хотя просили в разы больше. Ну и судебные взыскали 30 тыр.
Уважаемый Дмитрий Александрович, в 2016 я представляла интересы истицы, которой при ДТП был причинен вред здоровью средней тяжести, заявили первоначально 250 т. р. (были веские обстоятельства, чтобы претендовать на такую сумму), в судебном заседании судья напрямую предложила мне уменьшить сумму и пояснила, что сейчас судебная практика начала складываться таким образом, что меньше взыскивают, чем раньше. Я уменьшилась до 180 т. р., в результате взыскали 140 т. р.
После этого у меня не было таких споров, но из Вашего дела очевидно, что с 2016 все стало еще печальнее для потерпевших…
Уважаемая Елена Владимировна, у меня недавно было дело о взыскании морального вреда с владельцев источников повышенной опасности в пользу пострадавшего в ДТП пассажира маршрутки.
У пассажира был средней тяжести вред. Страховая в добровольном порядке выплатила 140 000 рублей, моральный вред присудили в размере 100 000 рублей, просили 150 000 рублей.
Страховая произвела выплату после предоставления копии заключения СМЭ, копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В нашем регионе примерно сложились суммы по компенсации морального вреда:
побои — до 10 000 рублей;
легкий вред — до 30 000 рублей;
средний вред — до 100 000 рублей;
тяжкий вред — до 500 000 рублей;
смерть — до 1 000 000 рублей.
Конечно, бывают и исключения. На днях областной суд изменил решение о компенсации морального вреда за тяжкий вред, причиненный на производстве, увеличив с 500 000 рублей до 1 000 000 рублей.