Органы государственной власти (особенно федерального уровня) в России автивно осваивают социальные сети, у многих госучреждений есть страница на крупнейших информационных площадках: Вконтакте, Facebook, Одноклассники, YouTube.
Особый публично-правовой статус органов государственной власти определяет особенности процедуры привлечения к информационной ответственности нарушителя порядка общения на информационной площадке.
Категория информационной ответственности, в числе видов юридической ответственности, всё ещё является новой и на данный момент (апрель 2020) ещё не получила общепринятого в юридической доктрине содержания. Автор, как и многие постоянные читатели портала «Праворуб», получил юридическое образование в начале 2000 годов, учебные курсы юридических факультетов на тот момент не содержали обособленного курса информационного права.
В целях настоящей публикации под информационной ответственностью автор понимает применение администратором информационного ресурса ограничительных мер к лицу-нарушителю правил пользования информационным ресурсом. Ограничительные меры могут быть частичные: в виде запрета на просмотр части контента ресурса; в виде запрета на совершение каких либо действий, например, комментирование публикаций, скачивание либо загрузка какого-либо контента, дополнительная маркировка аккаунта пользователя как нарушителя итп. Ограничительная мера пожет быть и полной в виде полного запрета на посещение и пользование функционалом информационного ресурса.
В англоязычной терминологии (слэнг администраторов информационных площадок) используется выражение warn / варн (от англ. to warning предупреждать), или ban / бан (от англ. to banish — изгонять).
По неочевидной причине администратор паблика Минобороны России в социальной сети ВКонтакте забанил меня. Предполагаю, что причиной блокировки послужила вот эта картинка оставленная автором в одном из комментариев к публикации Минобороны РФ:
Автор убеждён, что совмещение задачи патриотического воспитания молодёжи возможно и необходимо с популяризацией компьютерных игр жанра real time strategy. Однако, администраторы паблика Минобороны РФ видимо усмотрели пропаганду нацизма или умаление исторического подвига народов СССР, и соответственно полностью заблокировали доступ автора к паблику: добавили в чёрный список (или также называется бан-лист).
Технически обойти ограничение доступа на данный момент (апрель 2020) в большинстве социальных сетей мира можно путём создания нового аккаунта. Однако автор решил принципиально исследовать возможность и эффективность судебной процедуры обжалования действий администраторов паблика Минобороны РФ.
Считаю возможным читателям проекта «Праворуб», интересующихся судебной практикой по данной категории споров, предоставить доступ по ссылке к первичной документации, к наработанному автором досье.
В качестве промежуточного итога (дело ещё не считаю закрытым) отмечу следующее.
На мой взгляд суды в спорах о незаконной блокировке доступа гражданина к официальному ресурсу (паблику) органа государственной власти неправильно применяют нормы процессуального права.
В случае спора с органом госвласти (или иным госучреждением выполняющим публичную функцию) рассмотрение спора хотя бы и связано с публикациями в социальной сети, но должно проходить по правилам Кодекса об административном судопроизводстве РФ, а не ГПК РФ.
Для данной категории споров должен быть применён упрощённый или ускоренный порядок рассмотрения спора: в данном случае Минобороны РФ заблокировало автора примерно в сентябре — октябре 2018 года, а разблокировало с тактической процессуальной целью (см. отзывы истца-автора) только накануне беседы в Пресненском районном суде г. Москвы спустя один год.
Скорость рассмотрения подобных споров очень важный фактор. Вообще следует признать тот факт, что существующее судопроизводство в России совершенно не отвечает требования de facto постиндустриального общества.
Более того, колоссальные средства потрачены на программу ГАС «Правосудие» чуть больше чем напрасно, что сейчас в условиях эпидемиологических ограничений особенно заметно. Примечательно, что автор фактически не видел никого из участников процесса, поскольку видео-конференцсвязь работала только в одну сторону.
Автор благодарит журналистов «Телесеть Мордовия» (10 канал) за подготовку сюжета по настоящему делу.