Ни для кого не является новостью то, что когда гибнут наши питомцы по той или иной причине, виновники этой трагедии зачастую остаются безнаказанными, а все горе остается внутри нас и наших семей. Но это не наш случай.
Итак..
В августе 2018 года при выгуливании собак на территории дома моей знакомой две собаки породы «Немецкая овчарка» выбежали за пределы двора. В социальных сетях ею сразу же было размещено объявление о пропаже собак.
В ООО «Зазеркалье» (организация, занимающаяся отловом), ей сообщили, что не работали в этот день, никаких собак не видели. После чего она была вынуждена обратиться в полицию с заявлением об оказании содействия в помощи отыскания ее собак, а затем и в прокуратуру на неправомерные действия ООО «Зазеркалье».
В ходе опроса директора ООО «Зазеркалье» сотрудником полиции было установлено, что в день пропажи собак именно эта организация занималась отловом бродячих животных в районе ее проживания, ими использовался препарат, который предназначен для приготовления раствора инъекции для бескровного умерщвления животных.
Отлов производился лицами, которые не имеют ветеринарного образования, из пневматического оружия с использованием лекарственного препарата, не в установленное время, домовладение собак находилось в непосредственной близости. Она неоднократно просила директора ООО «Зазеркалье» вернуть ей собак, но все просьбы оставались без удовлетворения.
Считала, что если бы ответчик выполнил всё верно, отловил животных и содержал их в течение положенного времени, у нее была бы возможность вернуть своих животных.
Многие владельцы собак после трагедии осознают то, что любимца уже не вернуть, убиваются своим горем и опускают руки.
Собрав свои эмоции в кулак, мы решили идти до конца. И вот 19 апреля 2019 года Югорский районный суд ХМАО-Югры вынес решение, на основании которого ответчик обязан возместить нанесенный ущерб. И дело здесь вовсе не в деньгах.
Нашей целью было создать судебный прецедент в пользу владельцев собак, заставить виновных задуматься над содеянным, создать определенные трудности в их жизни. Хочется отметить, что это первый случай в ХМАО-Югре, когда удалось привлечь к ответственности виновного в гибели домашнего питомца.
Указанный нами размер причиненного ущерба ответчиком не опровергнут. В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что действиями ответчика истцу был причинен материальный ущерб в сумме 75000 рублей (35000+40000), который решением суда был взыскан с ООО «Зазеркалье».
Очень обидно, что суды отказываются назначать компенсации морального вреда в случае гибели домашних животных. Считаю, что необходимы законодательные изменения, чтобы хозяева, потерявшие своих любимцев, получили право на справедливое возмещение. Деньги, конечно, не заменят маленького члена семьи, но тот, кто заставил других людей страдать, должен заплатить — это Закон. Увы, но на случаи гибели домашних животных он не распространяется.
Согласно действующему законодательству, нет полного понимания, является ли утрата любимца семьи фактором, подпадающим под компенсацию морального вреда, поскольку ни в одном законодательном акте прямо это не прописано. К примеру, в кинологической службе собаки числятся в качестве «средств и сил», то есть фактически отнесены к одному из видов оружия и находятся на балансе ведомства как прочие основные средства. Получается, что собаки — это все-таки имущество, равно как и автомобиль.
В Гражданском кодексе прямо сказано, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. А моральный вред выплачивается, когда задеты какие-то нематериальные блага. Например, жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность и т.д. Радостного лая собаки в списке нематериальных благ как мы видим — нет. Горе от их потери оказывается бесплатным.
Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу.