Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ст. 34 СК РФ).
Если после фактического прекращения семейных отношений и ведения общего хозяйства супруги совместно имущество не приобретали, суд в соответствии с п.4 ст. 38 СК РФ может произвести раздел лишь того имущества, которое являлось их общей совместной собственностью ко времени прекращения ведения общего хозяйства (из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», ч. 2 п. 16).
Почему же так важно определить время прекращения семейных отношений.
В нашем деле истец, полагая, что брак был расторгнут в 2017 году решением мирового судьи, обратилась в Октябрьский районный суд города Мурманска с иском о разделе общего имущества супругов, указав, что в собственности бывшего мужа осталось две квартиры, одну из которых она просила передать ей.
Ответчик, как вы догадались, бывший супруг, сначала защищался сам, заявлял суду о пропущенных сроках исковой давности, включал к разделу имущество, которое уже находилось в долевой собственности. Но затем решил-таки обратиться к адвокату в городе Мурманске. Что его в общем то и спасло.
После анализа гражданского дела стали понятны намерения истца. В браке супруги приобрели шесть квартир в Мурманске, четыре из которых были проданы. При этом истец продала три квартиры, одну из которых в 2015 году, то есть, по ее мнению, в период брака. Вот на это и был расчет истца, получить деньги в виде компенсации за имущество, переданное супругу в большем размере, ну или одну из квартир, принадлежащих ответчику. Плюс добавился автомобиль «Лексус», про который бывший супруг благополучно забыл после продажи в 2019 году.
Именно поэтому важно в гражданских делах о разделе общего имущества супругов правильно определить время прекращения семейных отношений.
Несмотря на то, что брак был расторгнут в 2017 году решением мирового судьи, мы обратили внимание суда на материалы гражданского дела о расторжении брака, а именно на исковое заявление (брак был расторгнут по инициативе супруга), в котором было указано, что семейных отношений не ведется с 2012 года, протокол судебного заседания, из которого следовало, что ответчик- супруга не возражала (принимала участие в судебном процессе) против времени прекращения семейных отношений. Кроме этого, мы подкрепили все это показаниями свидетеля, нынешней гражданской супруги ответчика, которая подтвердила, что проживает с ним с 2014 года, имеют общего ребенка 2014 года рождения. Суд принял эти доказательства, а доводы истца о прекращении семейных отношений со дня расторжения брака судом отклонил как несостоятельные.
Нами был заявлен встречный иск, впоследствии уточненный в части размера компенсации о признании общим имуществом всех шести квартир и автомобиля. Мы просили так же взыскать с бывшей супруги компенсацию за имущество, которое передано ей в большем размере. Суд удовлетворил наши требования в полном объеме.
С уважением, адвокат в Мурманске Николай Чебыкин.