В канун долгожданного открытия весенней охоты расскажу Праворубу о личной, охотничьей судебной истории. В силу рождения на Севере имею страсть к охоте и рыбалке, в наших местах это лучшее, что может порадовать душу и сердце.
В наличии у меня несколько охотничьих огнестрельных видов оружия и соответственно лицензии к ним. На дату описываемых событий такой организации как охотинспекция нет, а есть Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, в лице различных региональных управлений, отделов, государственных инспекторов. (далее -просто охотинспекция).
Указанная организация также грешит палочной системой. В периодически меняющимся законодательстве об охоте есть настолько тонкие грани, которые используют охотинспекторы выписывая растерявшимся охотникам протоколы при малейшем формальном основании, т.е. рубят себе результативные «палки».
Охотугодья в РФ бывают частными (т.е. некий ИП или ООО арендует у муниципалитета участок угодий лет так на 49, открывает «Клуб (Общество) любителей охотников….» и охотники приходят к нему и за деньги приобретают путевки и разрешения на охоту, в границах его участка.
Недавно появились общедоступные охотугодья, земли принадлежат муниципалитету, путевки приобретаешь через гос.услуги, по цене значительно ниже чем у частников, хоть и угодья не такие роскошные и богатые на дичь и находятся далеко, но цена решает и многие охотники приобретают путевки именно там.
Так вот, именно в этих охотугодьях, при открытии охоты чаще всего работают охотинспекторы. В законодательстве об охоте есть Приказ Минприроды России от 29.08.2014 г. № 379, который обязывает охотников по окончанию охотничьего сезона в течении 20 дней сдавать выданные полученные разрешения и путевки на охоту, с отметкой о фактически добытой дичи. В описываемый период приобрел охотничью весеннюю путевку и разрешение в общедоступных охотничьих угодьях. Отохотился.
Через месяц получаю уведомление о явке в охотниспекцию, для составления протокола по ч.1 ст. 8.37 КОАП РФ.
Санкция вышеуказанной статьи: Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Позвонил в охотинспекцию выяснил, что мне хотят вменить.
Состав оказался следующий: «не сдача в установленной законом срок путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов». В назначенное время прихожу к инспектору для составления протокола с письменным объяснением, заявляю ходатайство о приобщении его административному материалу. В объяснении указываю, что его сведения ошибочные, разрешение и путевку я сдавал. В протоколе поставил отметку о том, что не согласен полностью, путевку и разрешение сдавал.
В объяснении указал, что оставил путевку и разрешение сотруднику на рабочем столе, которая куда-то торопилась и вышла с кабинета. Ее дожидаться не стал, ушел. Расписки в сдаче мною документов мне никто не давал, никаким нормативно-правовым актом обязанность охотника получать расписку от должностного лица, подтверждающую сдачу путевок и разрешения не предусмотрена.
Инспектор мне говорит: «Выпишем вам штраф 500 рублей и делов то, зачем бунтуете….»
«Но извините, не прокатит»- подумал я.
Пункт 1.1. вменяемой статьи говорит, что в случае повторного правонарушения в течении года, получаешь лишение специального права на охоту сроком на один год (аннулирование охотничьего билета), а это – прощай лицензия на гладкоствольное и нарезное оружие. Оружие продаешь с молотка (хотя можно и знакомому с лицензией), а по окончанию срока заново проходишь обучение для получения лицензии, а для нарезного еще и выжидаешь стаж с гладкоствольным оружием 5 лет.
Я спрашиваю инспектора, а какие ваши доказательства, что я не сдавал ?
Ответ: «А вас нету в нашей ведомости…».
-И все?
-Да все…
Получил у инспектора постановление и в установленный законом срок обжаловал его.
Основные доводы жалобы:
Часть 1. ст. 1.5 КОАП РФ (презумпция невиновности) законодателем установлено правило, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пункт 3, ст. 26.1 КОАП РФ, законодателем установлено правило, согласно которому, виновность лица в совершении административного правонарушения подлежит выяснению.
При этом, согласно правилам закрепленным в ч.2, 3, 4, 5 ст. 1.5 КОАП РФ, вина лица привлекаемого к административной ответственности должна быть доказана в порядке предусмотренном КоАП РФ, указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность и неустранимые сомнения в виновности лица, должны толковаться в его пользу. (материалы дела не содержат ни одного относительного и достоверного доказательства того, что я не осуществил сдачу разрешения и путевки на охоту).
Согласно правилу, установленному в ч.1 ст. 26.2 КОАП РФ, виновность привлекаемого лица к административной ответственности устанавливается судом на основании доказательств, т.е. на основании любых фактических данных, перечень которых приведен в данной правовой норме.
При этом в соответствии с правилом закреплённым законодателем в ч.3 ст. 26.2 КОАП РФ, использование доказательств по делу об административном правонарушении полученных с нарушением закона, не допускается.
Инспектор не смог опровергнуть мое объяснение.
При этом, еще при подаче жалобы я в ней указал ходатайство, которое поддержал в суде:
В соответствии со ст. 26.10 КОАП РФ, прошу истребовать в Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, по адресу: г. Нижневартовск, ул. Лопарева 77, стр.1.
— Информацию о порядке сдачи разрешений на охоту охотниками, сведения об ознакомлении охотников в том числе и меня (в период после получения разрешения т.е. 12.10.2018 г.) об ответственности за несвоевременную сдачу охотниками разрешений;
— должностную инструкцию и сведения о лицах, уполномоченных принимать разрешения охотников после окончания охоты (период после 12.10.2018 г.);
— журналы (в оригинале), сдачи разрешений на охоту охотниками после окончания охоты, либо письменных пояснений при их отсутствии.
В ходе судебного разбирательства, охотинспектор не предоставил иных доказательств моей вины, кроме своих ведомостей где я отсутствовал.
Но разве ведомость есть единственное и надлежащее доказательство моей вины, если я его опровергаю своим объяснением? Я полагаю что нет. И суды со мной согласились полностью удовлетворив мою жалобу, отменив постановление охотинспектора и прекратив производство по административному делу.
Отмечу, охотинспектор дошел до кассации, которая также поддержала мои доводы.
Видимо указанных должностных лиц возмущает факт защиты своих прав охотниками, что идут до кассации и выше.
Я так ему хотел сказать….: «Зачем ты жалуешься, тратишь время, подумаешь бюджет не получил 500 рублей….( в ответ на его вышеприведённые слова)» .
Тот редкий случай, когда сапожник «выправляет» себе сапоги….
Благодарю за внимание!