Отдельного внимания заслуживают не «коммерческие» оперативно-розыскные мероприятия, а «подглядывание» или, так сказать, «опека» над адвокатами, осуществляющими защиту фигурантов оперативных разработок и уголовных дел. Данное явление наносит вред правопорядку более существенный, нежели участие коррупционеров в коммерческих войнах или наездах на бизнес, поскольку предметом посягательства является институт независимости адвокатуры и режим профессиональной тайны, гарантированные законом.
Прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи – лидеры по объёму получаемой спецслужбами информации
Наиболее простыми, эффективными и менее ресурсозатратными оперативно-розыскными мероприятиями в последние годы являлись и будут таковыми оставаться прослушивание телефонных переговоров (ПТП) и снятие информации с технических каналов связи (СИТКС) – СМС, ММС, иные сообщения. По объёму информативности, пожалуй, только оперативное внедрение или контролируемая поставка могут соперничать с этими двумя видами ОРМ.Прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи требует обязательной санкции суда, поскольку это прямое ограничение прав гражданина России, предусмотренных ст.23 Конституции. Тем не менее, чаще всего именно эти права и нарушаются спецслужбами ввиду несовершенства отечественного судопроизводства. Пожалуй, самым неожиданным и бесстыдным способом попрания тайны телефонных переговоров и иных сообщений является, к сожалению нередкий, контроль общения адвокатов по вопросам принятой на себя защиты.
Существует 2 способа получения судебной санкции на ПТП и СИТКС
— следователем в порядке ст.ст.165 и 186 УПК РФ
— оперативниками по правилам ст.9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Первый вызывает наименьшее беспокойство за режим соблюдения законности при истребовании соответствующего разрешения на прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, ибо он предполагает контроль руководства следственного органа, надзирающего прокурора и судебную проверку доводов в обоснование соответствующего ходатайства. Есть почти полная гарантия того, что следователь, пожелавший осуществить ПТП или СИТКС, не станет указывать иные данные о телефонном номере или лице, чем те, которые реально подтверждаются материалами уголовного дела, поскольку эти документы всегда хранятся при нём и могут быть доступны многим участникам судопроизводства впоследствии.
Куда сложнее дела обстоят с делами оперативного учёта (ДОУ), по которым спецслужбы проводят ОРМ до возбуждения уголовного дела или в рамках него, но без контроля со стороны следствия. Дела оперативного учёта относятся к информации под грифами «секретно» и «совершенно секретно», хранятся в подразделениях-инициаторах, доступ к ним не со стороны лиц, их ведущих, практически невозможен. Даже прокуроры не могут быть уверены в том, что субъекты ОРД предоставляют им для осуществления надзорных функций ДОУ в полном объёме. Что уж говорить про судью, который получает в обоснование выдачи санкции лишь постановление и рапорт о том, что «кто-то, где-то»…
Поэтому, любой недобросовестный оперативник, когда у него возникает необходимость поставить на технический контроль телефон адвоката, защищающего подозреваемого, попросту вкладывает в ДОУ «агентурное сообщение» о том, что определённый абонент, может представлять интерес для целей предупреждения или пресечения преступной деятельности и указывает «нужный» номер в объёмном списке тех, которые необходимо прослушивать. Соответственно, достоверно узнать в отношении кого и как долго осуществлялись прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи в рамках ДОУ судье реально невозможно. В тоже время, не выдать санкцию он не может… Дело сделано – доступ к ПТП и СИТКС получен!
Почему слушают адвокатов и как их защитить от незаконного прослушивания его телефонных переговоров
Первая причина, по которой этим грешат спецслужбы, вполне очевидна: каждый охотник желает знать, где сидит фазан! Таковым, в охоте за подозреваемым, оказывается его адвокат, который на стадии расследования может, так или иначе, контактировать с клиентом, что не может не беспокоить процессуальных оппонентов. Особенно в такой «законопослушной» стране, как Россия.
Вторая причина для «прослушки» адвоката – узнать круг общения подозреваемого, поскольку именно защитник является порой единственным связующим звеном между последним и другими лицами. Актуальность для нечистых на руку сотрудников спецслужб это имеет при слабых оперативных позициях. Несомненно, похвально стремление узнать информацию об объекте разработки, но для этого есть законные способы!
Третья причина ПТП и СИТКС в отношении адвокатов – желание держать руку на пульсе их профессиональной деятельности. Адвокат может быть носителем тактики и стратегии защиты: располагать сведениями о доказательствах, свидетелях, которые подтверждают алиби или невиновность клиента. К сожалению, в отечественном судопроизводстве «зачистить» материалы дела, пренебрегая принципами презумпции невиновности, не считается зазорным – незаконно сняв информацию, сторона обвинения предпримет всё, чтобы не дать ни единого шанса стороне защиты.
Проблема незаконного прослушивания телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи в отношении адвокатов может быть решена очень просто. Для этого нужно всего лишь создать единый федеральный реестр абонентских номеров, используемых защитниками и обеспечить к нему свободный доступ для судей. Таким простым способом можно полностью исключить возможность «прослушки» вне рамок персональной оперативной разработки или уголовного преследования в отношении непосредственно адвоката, что законом допускается в рамках главы 52 УПК РФ.
Благодаря такому реестру, судья, при поступлении к нему соответствующих ходатайств о разрешении ПТП и СИТКС, всегда гарантировано сможет удостовериться, что их объектом не является адвокат. А до появления столь важного информационного массива защитникам следует помнить советский агитплакат «Болтун – находка для шпиона» и предпочитать телефонным разговорам личное общение с доверителями и заинтересованными в их судьбе лицами.