Обратилась ко мне доверительница с банальным делом — ее пытаются выселить из комнаты в коммунальной квартире, и вы не поверите, не муж и члены семьи, а просто соседи по коммунальной квартире, заявляя, что они не давали согласие ее мужу на вселение супруги в его комнату, которую он занимает на основании договора социального найма.
В иске были искажены цитаты из Пленума Верховного суда, с искажением их в пользу истца.
Дело казалось банальным, простым и одноходовым, не требующим особых усилий, и я считала, что оно закончится за одно заседание в пользу моей доверительницы, так как супруг на вселение к себе в комнату в коммунальной квартире, не должен спрашивать согласие иных лиц, проживающих в других комнатах (соседей по коммунальной квартире), и не должен спрашивать согласия у собственника жилого помещения (наймодателя).
Об этом довольно понятно написано в статье 70 ЖК РФ и неоднократно высказывался Верховный суд РФ.
Органы, регистрирующие граждан по месту жительства или по месту пребывания, не требуют такого согласия, так как Законом это не предусмотрено. Иначе это означало бы, что в комнату в коммунальной квартире соседи не могли бы вселять своих близких родственников, так как очевидно, что соседи по комнатам в коммунальной квартире будут всегда против такого вселения.
Требовать такое согласие, равнозначно тому, что требовать согласие у соседей по лестничной площадке на вселение в себе в квартиру членов своей семьи.
Так как ст. 16 ЖК РФ, комната в коммунальной квартире, отнесена к самостоятельному жилому помещению.
Однако судья оказался с серьезным «внутренним убеждением (заблуждением)», поддержанным прокурором и решил не читать, ни ЖК РФ, ни разъяснения Пленума Верховного суда РФ.
Слышать мои доводы о необоснованности заявленного иска, он так же не пожелал, и с легкостью вынес решение суда о выселении моей доверительницы на улицу и признании ее не приобретшей права пользования в связи с неполучением согласия соседей по коммунальной квартире на ее вселение.
При этом он в своем решении решил улучшить позиции Истца и сослался на норму, права которая действует при сдаче в поднайм комнаты в коммунальной квартире, то есть по сути заявил, что при вселении члена семьи в жилое помещение оно ему предоставляется по договору поднайма.
Такой вольной интерпретации норм ЖК РФ, мне за мою практику еще слышать не приходилось.
Отразив в решении суда, что мной неправильно трактуются нормы права.
Будучи удивленной такой интерпретацией судом норм права, действуя под напором своих профессиональных амбиций, с целью доказывания неправильности трактовки именно прокурором и судом норм права мной была подана Апелляционная жалоба.
Какого же было мое разочарование, когда судьи апелляционной инстанции при поддержке прокурора заявили, что суд первой инстанции все правильно сделал и законно выселил на улицу мою доверительницу. Что нормы права трактую я неправильно и что больной ребенок и больной муж, оставшиеся в данной комнате в коммунальной квартире без помощи моей доверительницы их, не интересует и жить ей нужно на улице.
Одержимая чувством справедливости и не согласившись с тем, что я неправильно трактую нормы права, я направила Кассационную жалобу.
Истцы же времени зря не теряли, получили исполнительный лист, возбудили исполнительное производство и начали исполнять решение суда.
Работая фактически психологом, утешая мою доверительницу, было предложено ей вместо временной регистрации оформить постоянную на это жилое помещение и заявить приставам, что невозможно исполнить решение суда так решение по постоянной регистрации не принималось, а было принято по иным обстоятельствам.
Благо регистрирующие органы не имели такого специфического представления о нормах права, как судья и руководствовались Законом, по которому не требуется никакого согласия соседей по коммунальной квартире на регистрацию по месту жительства к себе члена своей семьи.
Действуя по моим рекомендациям доверительница без проблем оформила постоянную регистрацию по месту жительства в данной коммунальной квартире, а приставы действуя по шаблону не смогли исполнить данное решение суда, так как обстоятельства новые….
Борьба за справедливость и Право продолжилась.
Финал этой истории в части второй.


Спасибо за Ваш опыт и практику! Мне всегда казалось, что дела по выселению достаточно просты пока не столкнулся сам! Они сложны эмоционально и Ваш протест чувствуется через буквы публикации. Желаю успехов и уверен такой сильный процессуалист, как Вы решит эту сложную задачу!
Уважаемый Михаил Меликович, спасибо!
Как оказалось простейшая задача оказалась не такой уж простой.
Уважаемая Наталья Руслановна, удивлён, решительно не согласен с принятыми по делу решениями и полностью поддерживаю Вашу позицию. Я так понимаю судья рассматривающий дело ещё не знаком с Вами и Вашими фишками. Вот, что им сейчас делать? Не готовы были они к Вашим выкрутасам. Все люди как люди, а Вы вечно что-то придумываете… И мне это нравиться, а члены клуба получают редкий опыт.
Апелляционное определение от 2019 года, значит точно выиграли, но создаёте интригу, чтобы все ждали счастливое разрешение дела. С нетерпением жду часть вторую.
Уважаемый Андрей Викторович, спасибо за внимание к моей публикации. Вторую часть буквально завра послезавтра размещу.
Уважаемая Наталья Руслановна, лихо закрученный сюжет! странная позиция судов… Но я уверена, что справедливость восторжествует!
Уважаемая Татьяна Валерьевна, да уж, странноватая, если не сказать больше.
Через пару дней размещу продолжение.
Уважаемая Наталья Руслановна, позиции судов первой и апелляционной инстанций по-настоящему «удивительны», но у меня нет сомнений в том, что если даже не кассация, то ВС их точно поправит, т.к. это просто ужасно неправовое решение.
Уважаемый Иван Николаевич, позиция судьи первой инстанции меня повергла в шок. И он никаких доводов просто не слышал. А апелляция отделалась стандартными фразами. Видимо дело вообще не читали...
Продолжение будет.
Уважаемая Наталья Руслановна да уж, лихой сюжет. Очередной раз убеждаюсь в практике того, как с виду простое и очевидное дело, судебной системой превращается в дело сложное и неопределенным концом. Практика такова, что Ошибка суда, не просто исправляется вышестоящим судом. Это же ведь работать надо, думать, решение переписывать… Очень надеюсь на благополучный исход дела для вашего доверителя, и жду части второй....(handshake)
Уважаемый Алексей Васильевич, по моим наблюдениям, новое поколение судей не очень хорошо понимает, что такое коммунальная квартира в принципе. От того, видимо и такие странные решения.
Приходится прикладывать уму усилий, чтобы объяснить очевидное.
Уважаемая Наталья Руслановна, я в шоке от того, как наши суды могут переворачивать всё с ног на голову. :@
Судя по тому, что в исковом заявлении речь шла про скандалы между сторонами, в процессе тоже было весело. Или истцы держали себя в руках?
Уважаемая Алёна Александровна, по истцам, это отдельный разговор и отдельная тема. Скоро здесь начну размещать рассказы о квартирах рейдерах и схемах, которые они используют.
Уважаемая Наталья Руслановна, видимо судьи перепутали статус коммунальной квартиры и доли в жилом помещении или ещё чего-то им голову напекло.
Очень странное решение, даже для московского суда…
Заинтриговали, ждём развязки!
Уважаемый Андрей Владимирович, у меня было такое впечатление, что у судьи вообще все смешалось в голове. Такого сумбура мыслей я еще не встречала…
Уважаемая Наталья Руслановна, от нашей судебной системы можно вытерпеть многое. Одно нетерпимо. Самое большое зло это непредсказуемость судей, их нежелание поддерживать однообразность судебной практики. Что в такой ситуации можно обещать клиенту, какое решение? Вот и приходится адвокату еще работать психотерапевтом
Уважаемый Андрей Викторович, это теперь стало происходить все чаще.
Вот и приходится адвокату еще работать психотерапевтомИ не только психотерапевтом. А часто и оказываться в положении оправдывающегося. Так как многим доверителям довольно трудно объяснить, что суд бывает не прав. А когда в судебном постановлении пишут, что представитель не знает закона и норм права, сами понимаете…
Уважаемая Наталья Руслановна, в Санкт-Петербурге сложилась уже лет как 5-6 практика аналогичная Вашему делу. И паспортные службы отказывают в регистрирации по месту жительства (или пребывания) в коммунальной квартире без согласия всех сособственников/нанимателей кого-либо, кроме несовершеннолетних детей собственника или нанимателя. И выселяют по искам участников долевой собственности (или нанимателей) коммунальной квартиры. Если квартира в долевой собственности — требуют письменное согласие всех совершеннолетних зарегистрированных собственников и членов их семей.
Ссылаются суды, главным образом, на ст.ст. 246, 247 ГК РФ. И на отстутсвие соглашения о порядке пользования МОП. Суды полагают, что вселение нанимателей и совершеннолетних членов семьи собственника/нанимателя равнозначно по правовым основаниям и последствиям, если собственность на квартиру долевая (!?). Что и произошло в Вашем случае. Внятного объяснения этому нет.
Порядок использования общего имущества в коммунальной квартире нормами ЖК РФ не урегулирован. В связи с этим в соответствии со ст. 7 ЖК РФ к этим отношениям применяются нормы ГК РФ об общей долевой собственности, в частности нормы статей 246, 247 ГК РФ. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 16.06.2015 года по делу № 78-КГ15-8. )
Но. В СПб в коммунальных квартирах режим долевой собственности и не регистрируют право собственности на отдельные комнаты как на объекты жилищных правоотношений. Я бы на это обратила особое внимание в Вашем деле. У Вас, как я поняла, право собственности зарегистрировано именно на комнату.
Кроме того, можно определить порядок пользования МОП — чтобы убрать довод об отсутствии соглашения о порядке пользования.
Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо большое за Ваш комментарий. Я знаю, что в Санкт-Петербурге особая практика по коммунальным квартирам и существует какой-то не очень определенный статус комнат в них.
По моему мнению, правоотношения по пользованию общим имуществом собственников жилых помещений урегулированы ЖК РФ и применять к ним нормы ГК РФ о долевой собственности просто недопустимо. Это равносильно тому, что начать определять порядок пользования двором, подъездом, лифтом и. т.д.
И уж совсем это недопустимо, когда речь идет о жилом помещении занимаемом по договору социального найма.
А в описанной ситуации, ответчики живут в комнате предоставленной по договору соцнайма. Эта комната — собственность г. Москвы.
P.S. Часть вторую(финал этой истории) я уже разместила.
Уважаемая Наталья Руслановна, прочитала вторую часть. Супер! У нас подход у судов един — что к собственникам, что к нанимателям в коммунальных квартирах, исходя из того, что наниматель законный владелец.