В настоящее время идет, как бы, общественное обсуждение проекта Приказа ФСБ РФ «Об утверждении Инструкции об организации проведения органами федеральной службы безопасности гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечня категорий руководителей органов федеральной службы безопасности, уполномоченных выносить постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», ограничивающего конституционное право граждан на неприкосновенность жилища»
Словосочетание «как бы», в отношении общественного обсуждения, мной использовано не случайно – попробуйте сами внести свои предложения по данному проекту нормативного акта на сайте, возможно, в отличие от меня, у вас это получится.
Слухи о том, что если этот Приказ вступит в силу, то органы ФСБ получат полную свободу действий при проведении ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», в том числе, и без судебного решения в отношении жилых помещений, и с правом изымать любые предметы в процессе этого ОРМ, к сожалению, не лишены оснований.
Перейдем к самому тексту надвигающейся на нас неприятности в виде этой Инструкции.
В абзаце 5 пункта 3 Инструкции, предусматривающем возможность проведения данного ОРМ в жилище, сказано:«В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа безопасности допускается проведение обследования, которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов».
А теперь сравним с тем, как проведение данного ОРМ без судебного решения трактуется в ст.8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», допускающего его проведение «на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение».
Как видим, уже тут есть нюанс – если закон требует получения судебного решения в течение 48 часов с момента его проведения, то в проект Инструкции допускает обойтись без этой «формальности».
Далее становится еще интереснее.
Проведение иных обследований, в помещениях, не относящихся к жилым, можно проводить и без вынесения постановления о проведении обследования лицом, обладающим на это правом – перечень таких лиц приведен в п.4 проекта Инструкции – в случаях«которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации».
Правда, уже после проведения ОРМ, уведомить «уполномоченного руководителя» все же придется, правда, не указано, в какой срок, что позволяет сделать вывод о том, что решение этого вопроса полностью относится к усмотрению «должностного лица органа безопасности, проводящим обследование» — в процессе проведения, либо, по его окончании.
Пунктами 8, 10 и 13 Проекта Инструкции предусмотрено лишь предъявление для ознакомления постановление о проведении ОРМ и протокол, составляемый по его окончании, т.е., в выдачи копий или снятии копий с этих документов лицу, в помещении которого проводится данное ОРМ может быть отказано, что, по моему мнению, затрудняет доступ к правосудию, соответственно, и право на защиту.
В качестве некого «противоядия» возможна рекомендация, пока идет данное ОРМ подготовить заявление (ходатайство) на имя должностного лица, руководящего проведению ОРМ о выдаче копий постановления о проведении ОРМ и итогового протокола.
С очень большой степенью вероятности будет отказано, не только в возможности снятия копий, но и в принятии самого заявления (ходатайства), что обязательно нужно отразить в протоколе при окончании проведения ОРМ, что повысит шансы на успех при обжаловании действий должностных лиц, проводивших «обследование».
Правда, если «обследование» проводится не в жилом помещении, а, например, в офисе компании, в случаях, когда проект Инструкции допускает проведение «обследования» без вынесения постановления, то в итоговом протоколе нужно указать и свои возражения, относительно доводов о «случаях, не терпящих отлагательств».
Не может не вызвать вопросов абз.1 п.9 проекта Инструкции:Сотрудники, проводящие обследование, вправе производить при его проведении изъятие документов, предметов и (или) материалов.
Из данного абзаца следует, что при проведении данного ОРМ может проводится изъятие не только документов, предметов и (или) материалов, имеющих отношение к основанию для проведения «обследования», но и вообще любых документов, предметов и (или) материалов.
Думаю, что этот абзац, наряду других, может стать предметом для судебного рассмотрения в Верховном Суде РФ, если Инструкция приобретет силу нормативного правового акта.
Согласно п.12 проекта Инструкции, при проведении ОРМ должны присутствовать не менее двух привлекаемых граждан, далее, для удобства – «понятых», дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах обследования,
не являющихся родственниками сотрудников, проводящих обследование, не подчиненных указанным сотрудникам, а также не являющихся сотрудниками федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, наделенными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) производства предварительного расследования.
Здесь обращает на себя внимание, что ограничение на участие касается только сотрудников, наделенными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) производства предварительного расследования.
А это означает, что присутствие в качестве понятых сотрудников иных подразделений МВД или, например, Росгвардии, не возбраняется.
Учитывая же, что приданные, в качестве силовой поддержки сотрудники данных подразделений формально не являются заинтересованными в результатах обследования, не трудно догадаться, что именно они и могут выступить в качестве «понятых».
Впрочем, абз.2 того же пункта позволяет, вообще обходиться, даже без этих «понятых»: В труднодоступной местности и (или) при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если проведение обследования связано с опасностью для жизни и здоровья людей, обследование может быть осуществлено без участия привлекаемых граждан, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Здесь важно, что, отсутствует, даже, указание на ведение видеозаписи при проведении «обследования» при отсутствии «понятых».
Думаю, что, если данная Инструкция обретет «плоть и кровь», то этот факт не должен оставаться без внимания адвокатского сообщества – во всяком случае, лично я непременно обращусь с соответствующим административным иском в Верховный Суд.