В настоящее время у стороны защиты очень мало шансов обратить внимание вышестоящих судов на нарушения закона, которые повсеместно допускают органы предварительного следствия, прокуроры и суды первой инстанции.
Понятие «стабильность судебных решений» обесценивает практически любые, даже самые очевидные, доводы защитников и сводит на нет вероятность отмены судебных постановлений и приговоров.
Однако периодически все же появляются формальные нарушения, которые по непонятным причинам дружно принимаются во внимание большинством судов апелляционной и кассационной инстанций и явлются безусловным основанием для отмены приговора.
Одним из таких нарушений является использование нецензурных слов в обвинительном заключении. Причем речь идет не о включении таких слов в сам текст обвинения, а просто о дословном цитировании протоколов следственных действий: показаний допрошенных лиц, протоколов осмотра переписок в мессенджерах, результатов прослушивания телефонных переговоров и т.д.
Например, когда два среднестатистических закадычных приятеля общаются между собой тет-а-тет в каком-нибудь ватсапе или по телефону, в их фразах зачастую проскакивают довольно смачные речевые обороты, с помощью которых они гармонично выстраивают свои мысли.
Поскольку, как говорится, из песни слов не выкинешь, следователи и не утруждают себя цензурированием полученных шедевров русского языка и приводят их в процессуальных документах практически дословно, просто заменяя одну букву в середине неприличных слов символом *, что совсем не мешает понять читателю, о каких словах идет речь.
Суды апелляционной и кассационной инстанции решили встать на защиту русского языка и пришли к однозначному выводу о том, что использование следователями в процессуальных документах ненормативной лексики - нецензурных выражений является прямым нарушением требований закона.
В обоснование таких выводов вышестоящие суды указывают следующее:
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка.
В соответствии со ст. 220 УПК РФ обвинительное заключение — это составляемый по итогам предварительного следствия процессуальный документ, копия которого подлежит вручению участникам процесса и оглашению в судебном заседании.
Исходя из приведенных норм закона, обвинительное заключение должно быть составлено в ясных и понятных выражениях, в нем недопустимо употребление слов, неприемлемых в официальных документах, в том числе нецензурной лексики.
Содержание нецензурных выражений в обвинительном заключении не позволяет суду использовать его в ходе судебного разбирательства в качестве процессуального документа, а значит, исключается возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, что в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 237 УПК РФ является основанием для возвращения уголовного дела прокурору.
Если вам интересно узнать о свежих примерах из судебной практики по данному поводу, вы можете найти их в этой статье
Так что, уважаемые дамы и господа, ищите мат в уголовном деле — в доказательствах, в обвинительном заключении и в самом судебном постановлении или приговоре. Если вам нужно с высокой вероятностью вернуть уголовное дело прокурору — то вот оно основание.
Окультуриваться надо, однако!