Организованная преступная группа, организованное преступное сообщество — такие похожие на слух выражения и такие разные для обвиняемого последствия...
Что это такое?
По сути оба понятия — не более чем форма организации нескольких лиц, объединивших свои усилия для осуществления преступной деятельности. Сразу определимся — в выражении «организованная группа» нет слова «преступная», а в выражении «преступное сообщество» (ПС) отсутствует прилагательное «организованное». Правда есть понятие «преступная организация», (ПО) используемое наряду с «преступным сообществом».
Однако понятия ОПГ и ОПС настолько глубоко внедрились в головы правоприменителей, что встречаются даже в официальных документах — например постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого, вынесенных некоторыми следователями. По крайней мере в Санкт-Петербурге мне попадались такие «ляпы» в творчестве не только районных следователей, но даже у их коллег из ГСУ.
Обычно части статей Уголовного кодекса расположены от менее тяжкой к более, но ст. 210 УК РФ ломает стереотипы. Так самая мягкая часть – участие в ПС (ПО), наказываемая «всего» семью-десятью (к счастью пишется и читается не слитно) годами лишения свободы – помещена в середину статьи, под номером два. Далее идут части один (создание, руководство, координация и т.п.) и один-прим (участие в «сходке») с наказанием от двенадцати до двадцати лет, часть три (все то же самое, но с использованием служебного положения) – также до двадцати, но уже от пятнадцати лет. И наконец – самый продвинутый уровень – часть четыре, усиливающая наказание за действия предусмотренные частями один и один-прим, в случае если осужденный является лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии – наказание может доходить до пожизненного лишения свободы.
Статья безусловно серьезная, предусматривающая весьма жесткое наказание за особо тяжкие (кроме части второй – простого «участия») преступления. По смыслу, заложенному в нее законодателем, привлекаться по ней должны лица, вероятно похожие на героев итальянского сериала «Спрут», или отечественного «Бандитского Петербурга», которые показывали по ТВ по времена моей молодости.
Однако, в последнее время лицам, привлекаемым к уголовной ответственности по различным статьям Уголовного кодекса, например ст. 159 УК РФ (мошенничество) «усиливают» обвинение путем дополнительного вменения тех или иных частей ст. 210 УК РФ (обычно – первой части тем, кого следствие считает организаторами-руководителями и второй тем, кто на роль организатора «не тянет»). Примерно такая же ситуация по другой «народной» статье — 228.1 УК РФ.
Поскольку для предъявления обвинения по статье 210 УК РФ необходимо возбуждение отдельного уголовного дела, все это происходит как минимум с согласия надзирающего прокурора, несмотря на требования Генеральной прокуратуры РФ не допускать неправомерного завышения квалификации. Почему так происходит – сложно сказать.
Возможно из-за необходимости улучшить «проваленные» статистические показатели или из принципа «лучше перевменить, чем недовменить», с расчетом на то, что суд всегда сможет смягчить обвинение, исключив из него участие в ПС (ПО), а вот если суд усмотрит признаки такого преступления, а оно не вменено обвинением, то дело будет возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, что является очень негативным результатом работы как для следственного органа, так и для прокуратуры.
Какие же признаки будут «маркерами» для установления – является ли некая группа лиц преступным сообществом (преступной оргнизацией)? Судебная практика говорит о том, что ПС (ПО), обычно должны обладать следующими
характерными признаками:
- Иерархия
- Дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали
- Круговая порука
- Наличие организационно-управленческих структур
- Общая материально-финансовая база (общая касса, куда собирали деньги для общих нужд)
- Установленные правила взаимоотношения и поведения участников преступного сообщества
- Осознание всеми членами общих целей функционирования такого преступного сообщества и принадлежности к нему
- Проведение собраний, для того, чтобы каждый из подсудимых осознавал свое вхождение в преступное сообщество
- Установление связей с коррумпированными лицами государственного аппарата
- Совместное планирование преступлений
- Осведомленность подсудимых об остальных участниках и их роли в совершении преступления
- Структурированность
- Наличие самостоятельных (относительно самостоятельных) подразделений
Наличие всей совокупности указанных признаков не является обязательным. Более того, даже отсутствие большей части из них, по мнению судов зачастую не будет однозначно свидетельствовать об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ.
К примеру даже отсутствие знакомства отдельных соучастников с другими, отсутствие у них указаний от руководителей и отчетности, может быть не принято судом во внимание, а расценено как особенности механизма совершения преступлений, не предполагающего непосредственных контактов между соучастниками и соблюдением в деятельности сообщества высокого уровня конспирации, при котором тесное межличностное общение не является необходимым.
То есть – в ряде случаев признаками ПС (ПО) будут являться дисциплина (подчинение), круговая порука, осознание всеми членами общих целей функционирования ПС (ПО) и принадлежности к нему, проведение собраний, совместное планирование преступлений, осведомленность подсудимых об остальных участниках и их роли в совершении преступления. Но если ничего из этого не установлено (не доказано) – то можно указать на высокий уровень конспирации, при котором вышеуказанные признаки не только не являются обязательными, но и наоборот – излишни и вредны.
Насколько хуже обвинение в ПС (ПО) по сравнению с обвинением в совершении преступления в составе организованной группы?
Во-первых, в отличии от организованной группы, 210 статья УК РФ является самостоятельным составом, который не утяжеляет часть «основной» статьи УК РФ (например – совершение мошенничества группой лиц по предварительному сговору – часть 2 ст. 159 УК РФ, а то же мошенничество в составе организованной группы – часть 4 этой статьи). То есть совершив даже одно преступление в составе ПС (ПО) – будешь привлечен за совершение двух – и по статье 159 и по статье 210 УК РФ.
Во вторых, все части ст. 210 УК РФ, за исключением второй – относятся к категории особо тяжких преступлений. И в отличии от той же части 4 статьи 159, части 4 ст. 158 УК РФ (мошенничетво и кража в составе организованной преступной группы) существенно ухудшают положение обвиняемого / подсудимого / осужденного:
- Под стражей («арестом») в период расследования могут (со)держать (до предъявления дела для ознакомления) 18 месяцев, против 12 по тяжким составам;
- Наказание будет назначено, с гораздо большей вероятностью в виде реального лишения свободы;
- Отбывание наказания в колонии строгого режима, то есть – зачет времени нахождения в СИЗО день за день, вместо дня за полтора и возможность УДО (условно-досрочного освобождения) после отбытия двух третей назначенного наказания, а не одной второй, как в случае осуждения по тяжкому составу
Но даже самая «вегетарианская» часть 210-й статьи УК РФ – вторая, предусматривающая наказание до 10 лет лишения свободы – хуже, чем те же четвертые части 158 и 159 статей УК РФ.
Во-первых, как уже писал – это дополнительное преступление, которое хоть и путем частичного сложения наказаний, но увеличит общий срок лишения свободы.
Во-вторых санкция по части 2 ст. 210 УК РФ, имеет в отличии от многих других составов тяжких преступений нижнюю границу. И она весьма весома – семь лет лишения свободы.
Безусловно, с применением ст. 64 УК РФ суд может назначить наказание и ниже этого предела, но для этого еще должны найтись основания, а если их нет – то лишь участие в ПС (ПО) обойдется номинально в дополнительные семь лет жизни (фактически, с помощью частичного сложения – в гораздо меньший, но все равно – ненужный срок).
Мораль
А какая мораль? Не совершайте преступления в составе ПС (ПО), и даже в составе организованной группы, да и в составе любой группы. И вообще лучше не совершайте преступлений*
*это не за является гарантией от привлечения к уголовной ответственности и осуждения, в случае следственной и судебной ошибки
А если такое все-таки случилось – звоните
+7-951-666-51-26
Адвокат по уголовным делам
Сергей Филиппов, Санкт-Петербург