Ситуация
По результатам проведения в Обществе плановой выездной проверки Управление Роспотребнадзора вынесло предписание, в котором, установив отсутствие протоколов исследований (испытаний), содержащих информацию по физико-химическим показателям: массовая доля молочного жира, СОМО, массовая доля сахарозы, массовая доля сухих веществ, кислотность, взбитость, а также по органолептическим показателям, пришло к выводу о том, что декларация не подтверждает соответствие продукции требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС). Обществу было предписано изъять из оборота выпущенную по этой декларации продукцию и утилизировать ее, что могло повлечь существенные убытки. Однако за игнорирование требований контролирующего органа, также предусмотрены санкции, поэтому просто сделать вид, что ничего не произошло – было не лучшим вариантом, как и пытаться «изобразить» уничтожение продукции, выпустив ее в оборот.
Порядок обжалования
Чтобы избежать убытков и не навлечь еще больших проблем, было принято решение обжаловать предписание, одновременно с заявлением ходатайства о приостановлении его исполнения. Жалоба была подана руководителю регионального Управления Роспотребнадзора. При этом законом предусмотрена подача жалобы только в электронном виде. В случае подачи жалобы нарочно (курьером) или направления почтой, она будет оставлена контролирующим органом без рассмотрения.
Правовая позиция
Доводы жалобы заключались в следующем:
Пункт Предписания в части обязания утилизировать продукцию, выпущенную в оборот по Декларации, является незаконным и необоснованным. Уничтожение (утилизация) продукции, выпущенной в оборот по Декларации, противоречит Федеральному закону РФ № 184-ФЗ, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и может повлечь убытки для Общества.
Органы государственного контроля (надзора) вправе принимать решение о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции и информировать органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией о принятом решении о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и (или) о запрете использования (эксплуатации) этой продукции до устранения нарушений в рамках взаимодействия, осуществляемого в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 3 статьи 32 ФЗ № 184-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 39 ФЗ № 184-ФЗ в случае, если орган государственного контроля получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции.
Законодатель не наделил контролирующий орган правом принимать решение об утилизации продукции при получении информации о несоответствии ее декларации требованиям Технических регламентов.
Пунктом 2 примечания к приложению 1 ТР ТС 033/2013 предусмотрено, что «массовая доля СОМО, %» не является обязательно нормируемым и контролируемым показателем для данного вида продукции и устанавливается по усмотрению изготовителя. Производителем продукции является иностранный завод, в связи с чем, указанное требование для него не применимо. Таким образом, утверждение о том, что Обществом должно быть проведено испытание продуктов, указанных в декларации на показатель СОМО — сухого обезжиренного молочного остатка, не основано на законе.
Исследовать продукцию на взбитость в настоящее время не представляется возможным, поскольку ни одна лаборатория не аккредитована на данный метод.
Достоверные сведения (доказательства), подтверждающие несоответствие перечисленной в декларации продукции нормативным требования по тем или иным качественным характеристикам, равно как и доказательства, что такая продукция может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, отсутствуют.
По мнению Общества устранение выявленного нарушения возможно проведением дополнительных лабораторных испытаний и получением новой декларации на продукцию.
Какие ваши (наши) доказательства?
В подтверждение качества продукции и ее соответствия требованиям ТР ТС, Обществом были представлены:
— новые протоколы испытаний продукции
— декларация о соответствии качества продукции
— таможенная декларация на товары
Итог
Управление Роспотребнадзора согласилось с доводами жалобы Общества о невозможности исследования продукции на взбитость и о том, что «массовая доля СОМО, %» на продукцию, не является обязательным нормируемым и контролируемым показателем (за исключением молока питьевого, сливок питьевых и йогурта) и устанавливается по усмотрению изготовителя, а требование о проведении исследований на физико-химические показатели идентификации продуктов переработки молока по показателям СОМО избыточны, в связи с отсутствием технической возможности исследовать продукцию на взбитость.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением Роспотребнадзора вынесено решение, согласно которому предписание в части утилизации продукции, выпущенной в обращение по декларации о соответствии, отменено. Общество избежало как убытков от утраты части своего имущества, так и расходов на утилизацию продукции
Юрист Елена Саутенкина, Санкт-Петербург
8-951-685-46-76