Наверное, эту публикацию можно было бы поместить в раздел «Юридический юмор», но мой доверитель получил 10 лет и 11 месяцев лишения свободы, и ни фига не смешно…

Обычное уголовное дело, связанное с незаконным оборотом наркотических средств: два эпизода, хранение в значительном размере и сбыт. В суд дело заходило тяжело. При ознакомлении с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ молодая девушка, новоиспеченный следователь МВД, бывший сотрудник ФСКН, принесла нам три непронумерованных тома уголовного дела, скрепленных зажимом для бумаг.

Мой клиент Антон, больше шутя и заигрывая с молодой симпатичной девушкой, возмутился: почему уголовное дело не прошито. Я просто уверен в том, что если бы у следователя было больше ума, то она могла бы найти массу вариантов как ответить, не нагнетая обстановку.

Но в ответ Антон получил от следователя отповедь на фене с использованием ненормативной лексики, суть которой заключалась в том, что не надо качать права и жри, что дают. То, что рядом находился адвокат по соглашению, ее абсолютно не смущало. В конечном итоге мадам пришлось уволиться, и уголовное дело мы заканчивали с другим следователем, тоже милой и молодой девушкой, но более адекватной.

В суде первой инстанции все как обычно по делам о незаконном обороте наркотических средств. Масса существенных нарушений норм УПК РФ, на которые суд закрыл глаза. Потом были прения и приговор, клиент получил 11 лет лишения свободы, который я, конечно же, обжаловал в суд апелляционной инстанции.

В ходе заседания суда апелляционной инстанции судья-докладчик подробно огласил мою апелляционную жалобу, доводы которой мы с Антоном поддержали, и после соблюдения всех формальных процедур коллегия ушла в совещательную комнату. Через пять минут была оглашена резолютивная часть апелляционного постановления. Приговор отменили, и уголовное дело направили на новое рассмотрение в суд первой инстанции в новом составе. Я, честно говоря, был преисполнен гордости за себя и за судебную коллегию, внявшей моим доводам.

Когда я получил мотивированное решение суда апелляционной инстанции, то сначала не уловил смысл написанного:

 «Вместе с тем, как следует из протокола судебного заседания от 18.12.2017 года, после выступления государственного обвинителя адвокат Пятицкий Е.Ф. выступил с защитительной речью, однако,  большая часть выступления адвоката посвящена защите другого лица, а именно ФИО29, а также обстоятельствам, не имеющим отношение к рассматриваемому уголовному делу. В завершении защитительной речи адвокат, доводя до суда свою позицию, высказался о необходимости оправдания ФИО30 в совершении инкриминируемого преступления.
Таким образом, согласно не оспоренному сторонами в данной части содержания протокола судебного заседания в прениях сторон по уголовному делу в отношении  А.Г. адвокат Пятицкий Е.Ф. с речью в защиту А.Г. не выступил, свою позицию относительно виновности или невиновности подсудимого по предъявленному обвинению до суда не довел, в связи с чем А.Г. был лишен защиты и его право на защиту в прениях сторон было существенно нарушено.

О чем речь? Этого не было в процессе, и я в ходе судебных прений говорил именно об Антоне и даже, по сложившейся практике, приобщил к материалам уголовного дела свою защитительную речь в письменном виде!

И тут я вспомнил, как секретарь судебного заседания попросила у меня флешку с текстом моей защитительной речи. Я человек добрый и флешку дал, только скачала секретарь первоначальную версию моего выступления, где первые четыре строчки об Антоне, а остальные пятнадцать листов про абсолютно другое уголовное дело и абсолютно другого человека. Я всегда читаю протоколы судебных заседаний, но, дойдя до своей речи, читать не стал, зачем? Тем более копию приобщил в письменном виде. Но видимо, кроме меня, этот протокол судебного заседания, как и все уголовное дело, прочитали только в суде апелляционной инстанции. Я представляю картину судебного процесса: согласно протоколу судебного заседания… Я почти час выступаю в прениях, рассказывая про другое уголовное дело и абсолютно другого подсудимого. Суд после этого, внимательно меня выслушав, выяснил, есть ли у сторон реплики и после последнего слова Антона удалился в совещательную…

Видимо у меня уже была подмоченная репутация, так как в суде первой инстанции все решили, что я это все специально замутил. Секретарю за это в принципе ничего не было, она даже вскоре стала помощником судьи, но здороваться со мной на всякий случая перестала. Ну не велика беда…

Во втором процессе, в принципе, все было то же самое. Все наши доводы о существенных процессуальных нарушениях, в том числе о наличии признаков провокации преступления, новым составом суда были также проигнорированы. Даже добавилось еще одно существенное нарушение. В ходе судебного следствия судом были незаконно и необоснованно оглашены показания секретного свидетеля, гражданина под псевдонимом «Иванов Ю.М.». При этом, согласно протоколу судебного заседания защита возражала против оглашения показаний гражданина под псевдонимом «Иванов Ю.М.», так как фактически личность его судом не установлена, очная ставка с данным свидетелем не проводилась, и сторона защиты была лишена возможности задавать ему вопросы, то есть стороне защиты в предыдущих стадиях производства по делу не была предоставлена возможность оспорить показания свидетеля под псевдонимом «Иванов Ю.М.»  предусмотренным законом способом. При этом очевидно, что показания данного свидетеля сыграли ключевую роль в доказанности причастности Антона к сбыту наркотического средства.

Дальше все шло по накатанной: полное игнорирование доводов защиты и обвинительный приговор, согласно которому Антон получил на месяц меньше – 10 лет 11 месяцев, который апелляционная инстанция окончательно засилила.

Необычным в этом уголовном деле было то, что мною сразу после апелляции была подана жалоба в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) о том, что факты, изложенные ней, свидетельствуют о нарушении права Антона, предусмотренного п.п. «d» п.3 ст. 6 Конвенции — допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него и о нарушении права Антона, предусмотренного п. 1 ст. 6 Конвенции – право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Поданная мною жалоба была признана  приемлемой Европейским судом по правам человека. И в настоящее время мы ждем ее коммуникации правительству РФ и рассмотрения по существу в ЕСПЧ. Других надежд на объективное правосудие, по крайней мере, у нас в стране нет. Наши судьи по уголовным делам, к сожалению, в большинстве случаев видят только формальные нарушения процесса, все остальное для них просто «белый» шум.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Апелляционная_жалоба96.9 KB
2.Апелляционное_опреде​ление39.3 KB

Автор публикации

Адвокат Пятицкий Евгений Федорович
Ростов-на-Дону, Россия
Профессиональная защита по уголовным делам.

Да 57 57

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Беляев Максим, Пятицкий Евгений, Шарапов Олег, Масалев Роман, Гурьев Вадим, Алексеева Татьяна, Петров Игорь, Рисевец Алёна, Мануков Михаил, Филиппов Сергей
  • 01 Сентября 2020, 04:30 #

    Уважаемый Евгений Федорович, убедился лично, что показаниям засекреченного свидетеля придается излишнее значение (стороной защиты).
    Суду же вообще параллельно, говорит свидетель «х» по написанному, или говорит правду и рассказывает, что закупка подстроена, а наркотик дали сотрудники полиции... 
    Приговор выносится в любом случае.

    +16
    • 01 Сентября 2020, 09:46 #

      Уважаемый Олег Александрович, Вы правы, защита придает излишнее значение многим вещам на которые российские  суды не обращают внимание. Поэтому в этих случаях одна надежда на ЕСПЧ, который не дает нашим судам спокойно жить и, зачастую, также придает многим вещам «излишнее значение» (handshake).

      +11
      • 03 Сентября 2020, 12:52 #

        Уважаемый Евгений Федорович, я считаю Вы сможете добиться положительно результата! Специалисты Вашей категории особо ценятся. Только профессионалы могут идти в разрез общественному мнению, системе. А итог — профессиональная работа, и доброе имя! Удачи Вам!(handshake)

        +4
  • 01 Сентября 2020, 07:02 #

    Уважаемый Евгений Федорович, сложно привыкнуть к тому, как рассматриваются в нашей стране уголовные дела и какие приговоры выносятся. Наверное, к этому и не возможно привыкнуть, так как тот, кто знает как работает система понимает, что следующим может быть именно он. (bandit)

    +11
    • 01 Сентября 2020, 09:52 #

      Уважаемая Алёна Александровна, Вы абсолютно правы. На самом деле, времена сейчас очень непростые. В пресловутом 1937 году судами выносилось 11 процентов оправдательных приговоров, примерно в 40 раз больше, чем сейчас, и от этого становится не по себе.

      +10
      • 01 Сентября 2020, 14:23 #

        Уважаемый Евгений Федорович,
         В пресловутом 1937 году судами выносилось 11 процентов оправдательных приговоров, примерно в 40 раз больше, чем сейчас, и от этого становится не по себе.Статистика — лукавая вещь. Суды в 1937 году, может быть, и выносили 11 процентов оправдательных приговоров, только вот дела тех, кто подпал под приказ НКВД № 00447, рассматривали внесудебные органы — особые тройки: начальник НКВД субъекта, секретарь партийного органа и прокурор. Рассматривались эти дела списками, и весь вопрос был в том, к какой категории отнести осуждаемого: к первой (расстрел) или второй (от 8 до 10 лет). Я лично видел такие списки после их рассекречивания, напротив фамилии карандашом тупо ставилась буковка «Р» или срок от 8 до 10. Что-то мне подсказывает, что дела, рассмотренные тройками, в судебную статистику за тот год не вошли.

        +7
        • 01 Сентября 2020, 14:30 #

          Уважаемый Роман Павлович, спасибо за интересную информацию. В наше время, в соответствии с нашей статистикой оправдательных приговоров никакие «особые тройки» просто не нужны. Почти все наши судьи по уголовным делам сами превратились в «особые тройки» :(

          +6
        • 01 Сентября 2020, 14:30 #

          Уважаемый Евгений Федорович, в продолжение темы — суды в те годы и правда зачастую более адекватно подходили к рассмотрению дел, чем сейчас. Помню, читал старый выпуск «Следственной практики», там описывалось запутанное дело об убийстве, которое произошло в Москве в 1941 году. Рассматривали его осенью того же года, когда происходили известные события — немцы близко, город близок к панике. Обстановка не способствовала вдумчивому рассмотрению дел, однако суд ухитрился это сделать и оправдать троих подсудимых. Это в столице тоталитарного государства, находящейся под угрозой взятия противником. Найти бы этот выпуск, да свободного времени столько нет.

          +7
    • 01 Сентября 2020, 08:25 #

      Уважаемый Евгений Федорович, вот как это у них получается все смешать и спутать? 
      Кстати, все ждал хорошей развязки, да и название публикации соответствующее.

      +8
    • 01 Сентября 2020, 09:53 #

      Уважаемый Евгений Федорович, Вы не одинок в Королевстве кривых зеркал.

      +6
    • 01 Сентября 2020, 13:51 #

      Уважаемый Евгений Федорович, искренне желаю Вам победы в ЕСПЧ!
      Пусть всё-всё получится!!!

      +7
    • 02 Сентября 2020, 06:20 #

      Уважаемый Евгений Федорович, интересная публикация!
      Удачи в ЕСПЧ, очень хотелось бы прочитать, статью по итогам рассмотрения — чем закончится!

      +6
    • 11 Сентября 2020, 15:33 #

      Удачи Вам в ЕСПЧ, все это как то наводит на грустные мысли о будущем… было бы интересно почитать Ваш текст жалобы ЕСПЧ)!

      +3

    Да 57 57

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Отмена обвинительного приговора в суде апелляционной инстанции или когда радость не в радость» 5 звезд из 5 на основе 57 оценок.
    Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
    Пятигорск, Россия
    +7 (960) 228-1228
    Персональная консультация
    Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
    https://lizorkin.pravorub.ru/
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/
    Адвокат Фищук Александр Алексеевич
    Краснодар, Россия
    +7 (926) 004-7837
    Персональная консультация
    Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
    https://fishchuk.pravorub.ru/

    Похожие публикации

    Продвигаемые публикации