Просматривая на днях судебную практику Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ ознакомился с довольно интересным, по моему мнению, кассационным  определением (дело №4-УД25-2-К1) по кассационной жалобе Н, осужденной по приговору от 25.10.2022 по ч.1 ст. 293 УК РФ к штрафу в размере 80 000 руб. (от назначенного наказания освобождена в связи с истечением сроков давности уголовного преследования).

Апелляционным постановлением областного суда в приговор были внесены изменения, не повлиявшие на вид и размер наказания, постановлением кассационного суда общей юрисдикции приговор и апелляционное постановление были оставлены без изменения.

По приговору суда Н была признана виновной в том, что занимая должность следователя СО ЛУ МВД 15.04.2019 задержала подозреваемую по ч.1 ст. 229 УК РФ гр. К,  в отношении которой суд продлил срок задержания на 72 часа, отказал в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу с избранием меры пресечения в виде домашнего ареста.

В течение 10 суток с момента задержания следователь не предъявила подозреваемой обвинение, не отменила меру пресечения в виде домашнего ареста и не освободила последнюю, в результате чего гр. К по 30.05.2019 без предъявления обвинения содержалась под домашним арестом с возложенными запретами.

Эти действия Н судом были квалифицированы по ч.1 ст. 293 УК РФ как халатность, то есть неисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Какие же обстоятельства, свидетельствующие о существенном нарушении прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, усмотрел суд?

В описательно-мотивировочной части приговора суд указал, что в результате неисполнения Н своих должностных обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, гр. К  в период с 25 апреля по 30 мая 2019 г. незаконно, без предъявления обвинения, содержалась под домашним арестом в изоляции от общества, с возложением на неё запретов, чем существенно были нарушены её права и законные интересы, гарантированные ст. 2, ч. 1 ст. 17, чч.1, 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ; достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

Своим преступным бездействием, продолжил суд, Н также существенно нарушила охраняемые законом интересы общества и государства в сфере нормального функционирования системы и органов государственной власти, престижа государственной службы и органов исполнительной власти среди населения, соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел, а также дискредитировала авторитет органов внутренних дел как системы государственных органов исполнительной власти, призванных защищать интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, авторитет занимаемой ею должности — следователя СО ЛУ МВД России.

Однако высшая судебная инстанция по иному взглянула на данное дело указав на то, что «делая вывод о существенном нарушении прав и законных интересов К, охраняемых законом интересов общества и государства … суд исходил из непредъявления в течение 10 дней следователем обвинения гр. К, которая в период с 25 апреля по 30 мая 2019 г. содержалась под домашним арестом с возложенными на неё запретами».

«При этом суд учитывал только промежуточные решения по уголовному делу оставив без внимания, что мера пресечения в виде домашнего ареста с установленными ограничениями была избрана … на срок до 12.06.2019 включительно, она не относится к наиболее строгим мерам пресечения и была отменена 30.05.2019, в дальнейшем гр. К  было предъявлено обвинение и по приговору …  была признана виновной и осуждена по ч.1 ст. 229 УК РФ с применением ст. 73 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно». 

«Учитывая окончательные результаты расследования и судебного разбирательства уголовного дела Судебная коллегия приходит к выводу о том, что нахождение гр. К под домашним арестом … не причинило ей какого-либо материального ущерба, а действующие в этот период времени ограничения, установленные судом, не ограничили существенным образом права и свободы К, в дальнейшем осуждённой за умышленное преступление».

«Бездействие Н, не предъявившей своевременно обвинение, за что она была привлечена к дисциплинарной ответственности, но закончившей расследование дела с направлением в суд с обвинительным заключением, также не является уголовно-наказуемым, существенно нарушившим охраняемые законом интересы общества и государства, дискредитирующим систему государственных органов исполнительной власти».

«Таким образом, в действиях Н отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 293 УК РФ, в связи с чем приговор и последующие судебные решения подлежат отмене, а уголовное дело прекращению в связи с отсутствием в действиях Н состава преступления».

За Н признано право на реабилитацию.

То есть суд высшей инстанции пришел к мнению о чрезмерно вольном обращении предварительного следствия, прокурора и суда с конституционными понятиями о правах и законных интересов граждан, общества и государства.

А теперь попробуем взглянуть на это дело с другой стороны. Уголовное дело в отношении Н кем – то возбуждалось, проводилось предварительное следствие, обвинительное заключение утверждалось прокурором, судом постановлен обвинительный приговор.

— Допущены ли при этом халатность, то есть ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности?

Если исходить из кассационного определения высшей судебной инстанции, а ей приходиться верить – допущены.

— Причинен ли ущерб? В кассационном определении отсутствуют сведения об обстоятельствах увольнения осужденной с должности следователя, но возможно она обратиться или уже обратилась с требованием о восстановлении в должности с выплатой задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда, что в сумме может достичь крупного ущерба.

— Нарушены ли права и законные интересы оправданной? Нарушены, в подтверждение можно лишь перечислить вышеуказанные в обвинительном приговоре ст. 2, ч. 1 ст. 17, чч.1, 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ.

— Нарушены ли охраняемые законом интересы общества и государства?

Полагаю, что без сомнения, поскольку пострадали престиж государственной службы, вера в законность, а также привело к дискредитации авторитета органов предварительного следствия, прокуратуры и суда, призванных защищать интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

— Можно ли в подобном случае в отношении представителей стороны обвинения возбудить уголовное дело?

А почему бы и нет? Возбудили же в рассмотренном случае уголовное дело в отношении следователя только за то, что она в процессуальный срок не предьявила обвинение.

Да и согласитесь, введение подобной судебной практики заставило бы предварительное следствие, прокуратуру и суд более внимательно относиться к конституционным понятиям прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, и не приравнивать их нарушение к дисциплинарным или иным проступкам. Так ведь можно любой «чих» расценить как нарушение конституционных прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Автор публикации

Адвокат Исянаманов Ильдар Салихьянович
Уфа, Россия
Защита по уголовным делам, помощь по гражданским делам. Представительство интересов в правоохранительных органах. Административное производство.

Да 18 18

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Кудусов Фаниль, Матвеев Олег, Исянаманов Ильдар, Вилисова Елена
  • 18 Апреля, 09:42 #

    Уважаемый Ильдар Салихьянович, благодарю Вас за подборку судебной практики! Очень полезная публикация! :)

    +4
  • 18 Апреля, 10:20 #

    Можно ли в подобном случае в отношении представителей стороны обвинения возбудить уголовное дело?Уважаемый Ильдар Салихьянович, на мой взгляд, не только можно и нужно, даже в «педагогических» целях, чтобы следователи не слишком бронзовели.

    +5
    • 18 Апреля, 11:20 #

      Уважаемый Иван Николаевич, было бы очень неплохо повесить над каждым следователем и прокурором этот «дамоклов меч», тем более, что согласно Конституции РФ (ст.19)  «все равны перед законом и судом»

      +4
  • 18 Апреля, 22:11 #

    Уважаемый Ильдар Салихьянович, следовательница, незаконно державшая человека под домашним арестом, невиноватая. Ведь этого человека потом осудили. Оказалось, что он преступник. То есть, ну и что, что держала. 

    Следователи, незаконно привлекшие следовательницу, незаконно державшую человека под домашним арестом, также невиноватые. Ведь наказание она не понесла. Отделалась легким испугом. То есть, ну и что, что привлекли. 

    Логика8-|

    +4
    • 20 Апреля, 10:34 #

      Уважаемый Олег Витальевич, всяко прокурор виноват. Надзирал за предварительным следствием, подталкивал следователя, который вел дело в отношении коллеги, пусть и бывшего, утвердил обвинительное заключение и поддерживал обвинение в суде. Следователь скажет, что прокурор заставил возбудить дело и предъявить обвинение, судья заявит, что прокурор его обманул и ввел в заблуждение, доверился ему, надзирающему за законом...
      А прокурору и ответить нечем…

      +5
    • 24 Апреля, 12:34 #

      Уважаемый Олег Витальевич, мне кажется, что положения об отмене меры пресечения, предусмотренные ч.1 ст. 100 УПК РФ, действуют автоматически, не требуя отдельного процессуального решения. Почему-то ведь работает это в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

      Если содержащемуся под стражей подозреваемому обвинение не предъявить, сотрудники СИЗО через 10 суток пинками выгоняют арестованного за пределы изолятора, не требуя при этом никакого постановления следователя (разве что кроме обвинения, если оно предъявлено). Ну это у нас так работает, не знаю, как в других регионах. 

      Мне кажется, что в описанном случае гражданка К. также через 10 суток смогла бы спокойно выйти за пределы дома. Никто ее дома не держал, а раз сидела, так ее никто и не заставлял. При чем тут следователь, не понятно.

      +2
      • 24 Апреля, 13:41 #

        Уважаемый Фаниль Рафисович, изоляторов я очень хорошо понимаю, когда они своего содержанца выпинывают за порог при неполучении постановления о привлечении его в качестве обвиняемого — у них нет оснований дольше его содержать. А коли будут содержать, то это нарушение его конституционного права на свободу, что для них — соответствующее должностное преступление. 

        Но исходя из текста ч.1 ст. 100 УПК РФ
        Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется
        изложенное выше, наверное, все-таки не освобождает следователя от принятия решения об отмене меры пресечения. Так думаю, потому что слово в законе «отменяется» все-таки обозначает принятие решения (в виде соответствующего постановления). 

        Возможно, где-то на эту тему есть разъяснения. Я не копал, потому что сам с такой закавыкой очень давно не сталкивался.

        +1
        • 24 Апреля, 18:41 #

          Уважаемый Олег Витальевич, в ППВС про отмену меры пресечения даже не говорится. Там все просто: «Принятое на стадии предварительного расследования решение о применении в качестве меры пресечения залога или домашнего ареста в отношении подозреваемого, согласно положениям ст. 100 УПК РФ, действует не свыше 10 суток».

          +1

Да 18 18

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Чрезмерно вольное обращение с конституционными правами при применении статьи 293 УК РФ» 3 звезд из 5 на основе 18 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
Владивосток, Россия
+7 (914) 342-9220
Персональная консультация
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
https://urmanwin.pravorub.ru/
Адвокат Гулый Михаил Михайлович
Ставрополь, Россия
+7 (962) 452-8980
Персональная консультация
Я Даю Гарантию!, что приложу все свои силы, знания и умения, чтобы добиться наилучшего возможного варианта разрешения возникшей у Вас правовой проблемы.
https://michailgulyy.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации