Как указывается в пояснительной записке, проект федерального закона подготовлен на основании анализа деятельности органов федеральной службы безопасности по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 275, 276 и 283 Уголовного кодекса Российской Федерации, и направлен на совершенствование уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств и повышение эффективности обеспечения безопасности Российской Федерации.В проекте предлагается принципиально новое определение государственной измены, что уже вызвало ожесточенные споры.
Напомним, что действующая редакция статьи 275 УК РФ определяет государственную измену как «шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ».
Проект же предлагает изложить статью 275 в следующей редакции:
«Государственная измена, то есть деяние, совершенное гражданином РФ в ущерб безопасности РФ:шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности».
Таким образом, если сейчас в УК РФ речь идет о внешней безопасности, то в проекте говорится о безопасности (надо полагать, внешней и внутренней) вообще. При этом в пояснительной записке к законопроекту этот принципиальный вопрос не затрагивается.В этой связи правозащитники и адвокаты опасаются, что шпионом рискует стать каждый, кто позволит себе критику власти.Если проект обретет силу закона, то «изменником можно будет считать любого человека, который пообщался с иностранцем», заявил «Ъ» заведующий кафедрой права МФТИ Борис Надеждин. Приравняв к государственной измене действия «против конституционного строя», правительство называет среди таких действий «оказание финансовой, консультационной помощи…иностранной организации».
Сам господин Надеждин, к примеру, выступил соавтором открытого письма партии «Правое дело» к региональным законодателям, в котором правые призывают не поддерживать поправок к Конституции, увеличивающих сроки полномочий президента.О письме господин Надеждин подробно рассказал ВВС. «Если бы правительственный законопроект уже действовал, то меня можно было бы привлечь за государственную измену, потому что я сначала подписал письмо, направленное против конституционного строя, а потом еще проконсультировал по этой части иностранную организацию», — утверждает господин Надеждин («Коммерсант» № 228 от 15.12.2008 г.). Понятно, что господин Надеждин утрирует: на самом деле его не привлекли бы за государственную измену, поскольку описанная им собственная деятельность не направлена против конституционного строя, но опасения…
Я же задался вопросом, различают ли Уголовные кодексы, например, европейских стран безопасность внутреннюю и внешнюю? Оказалось, что нет. Так, статья 5 Уголовного кодекса Швеции карает за передачу информации (причем, независимо от того, является она правильной или нет) иностранной державе во вред безопасности Королевства.
Статья 13 названного кодекса наказывает лицо, которое принимает деньги от иностранной державы (лица) с целью посредством публикации или распространения письменных документов оказать влияние на общественное мнение, чтобы нарушить любую из основ государственного правления Королевства или другой важный вопрос безопасности Королевства. Как видно, речь идет о безопасности в целом. Вот только Швеция не знала сталинских времен, да и сроки наказания за описанные действия у них мизерные…