Уголовная ответственность за данный вид преступного деяния предусматривается ст. 106 «Убийство матерью новорожденного ребенка», действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ), что в целом соответствует Модельному уголовному кодексу для стран СНГ (1996 г.).
Как показывает мировая законодательная практика, в настоящее время убийство матерью новорожденного выделено в самостоятельный состав не только в уголовном законодательств стран СНГ, но многих других государств: Австралия, Австрия, Албания, Алжир, Аргентина, Бельгия, Болгарии, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Бруней, Венгрия, Вьетнам, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания и др. Существующий в этих странах общий законодательный подход, позволяющий считать этот вид преступлений менее опасным (привилегированным), базируется на постулате о том, что беременность и роды могут привести к уменьшению вменяемости женщины.
В то же время в других государствах, несмотря на то, что подобный состав преступления существует, он не выделяется отдельно в привилегированный состав, а порой даже считается разновидностью тяжкого убийства, как например, в Доминиканской Республике. В США, Японии, КНР, Индии, Сальвадоре и некоторых других странах законодатель не делает акцент на данное преступление, расценивая их наравне с убийствами.
Общая тенденция усиления ответственности за убийство новорождённых в настоящее время отмечается в уголовном законодательстве ряда европейских стран (Германия, Испания, Италия, Польша Франция), которые исключили подобные привилегированные составы преступлений из национальных уголовных кодексов. Основанием для подобного решения послужил целый ряд причин: распространенние в этих странах христианских этических норм, угрожающая демографическая ситуация и исчезновение у женщин оправдывающей социальной мотивации (нет угрозы нищеты и общественного порицания).
Проводя краткий экскурс в историю российского уголовного права ХХ века, следует отметить, что вплоть до 1917 в Российской империи убийство матерью ребенка признавалось как состав преступления со смягчающими обстоятельствами только в случае рождения младенца вне брака («незаконнорожденного»). В остальных случаях убийство новорожденного («чадоубийство») рассматривалось как квалифицированный вид преступления.
После Октябрьской революции подобные взгляды были пересмотрены, и уже согласно ст.142 УК РСФСР 1922 г., матери, убившей своего новорожденного ребенка, инкриминировались два отягчающих обстоятельства: убийство лицом, в обязанность которого входила забота об убитом и использование беспомощного состояния убитого. Такая же уголовно-правовая оценка рассматриваемого деяния сохранилась и в УК РСФСР 1926 г.
Однако уже в УК РСФСР 1960 г. деяние матери, убившей новорожденного ребенка, рассматривалось в ст.103 УК РСФСР как простое убийство, совершенное без отягчающих и смягчающих обстоятельств.
В современной истории России этот вид убийства в УК не был предусмотрен, вплоть до принятия его новой редакции в 1996 г. В отличие от УК РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1997 года и действующий в настоящее время, УК РФ предусматривает убийство матерью своего новорожденного ребенка в качестве самостоятельного и привилегированного состава убийства, что в целом соответствует юридической практике значительно числа стран.
Следует отметить, что нередко убийство матерью своего новорожденного ребенка называется как детоубийство, что является юридически неточным. Будучи исторически сложившимся, определение «детоубийство» не вытекает из изложения какой-либо статьи УК РФ, а имеет упоминание лишь в инструктивном письме Уголовно-кассационной коллегии Верховного суда РСФСР (№ 2, 1926 г.). В отличие от «убийство новорожденного», понятия «детоубийство» является более широким, как по субъекту и по возрастным характеристикам потерпевшего, так и по субъективной стороне рассматриваемого вопроса.
Согласно ст. 106 УК РФ объективная сторона деяния выражается в причинении матерью смерти своему новорожденному ребенку. Потерпевшим в данном случае является новорожденный. Преступление при этом может совершаться как путем осуществления активных действий (нанесение повреждений, несовместимых с жизнью, удушение, помещение в условия, исключающие жизнедеятельность новорожденного и т.д.), так и путем бездействия (неоказание помощи, отказ от кормления и т.п.).
Однако, существующая редакция ст. 106 УК РФ оставляет не совсем однозначно понятными такие конструктивные признаки состава преступления как время и обстановка совершения преступления, определяя временные рамки для совершения данного преступления через понятие потерпевшего, характеризуя его как «новорожденного». Подобная законодательная практика не является свойственной исключительно России, но существует и во многих других странах (Алжир, Андорра, Беларусь, Гаити, Канада, Литва, Мадагаскар, Украина и др.).
В то же время, в законодательствах целого ряда стран были предприняты шаги по определению четкого временного интервала, в течение которого следует считать ребенка новорожденным. Так, уже в XIX веке по Баварскому уголовному закону срок новорожденности определялся в три дня, а по Саксонскому, Вюртембергскому, Брауншвейгскому и Баденскому – в 24 часа. Однако уже после объединения немецких земель в одно государство, законодательство Германии не считало нужным определять четко этот срок.
На современном этапе, юридически определяемый период новорожденности, в зависимости от страны применения, варьирует в очень широком диапазоне — от 24 часов (Норвегия) до 12 месяцев (Австралия, Бруней, Замбия, Кирибати, Мальта, Нигерия, Самоа, Сингапур, Соломоны, Тонга, Тувалу, Уганда, Фиджи).
Очевидно, что правильное определение статуса ребенка как новорожденного очень важно для адекватной квалификации деяния. В повсеместном, тривиальном употреблении термин «новорожденный» означает, что ребенок только что или недавно родился, ребенок в возрасте до одного месяца (Ожегов).
Медицинское понимание периода новорожденности подразумевает начальный период существования ребенка, в который происходит его адаптация к условиям внеутробной жизни. При этом принято считать, что период новорожденности (неонатальный период) начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения.
Неонатальная смертность (смертность в первые полные 28 дней жизни) может быть подразделена на раннюю неонатальную смертность (т. е. смертность в течение первых 7 дней жизни) и позднюю неонатальную смертность (т. е. смертность, имеющую место в период после 7 полных дней жизни до 28 полных дней жизни).
Современное определение неонатального периода и связанные с ним дефиниции отражены в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра, а также закреплены в многочисленных приказах и инструктивных документах Минздрава РФ (Минсоцразвития РФ).
В то же время, существующее на сегодняшний день юридическое понимание продолжительности периода новорожденности существенно отличается от медицинского. Исходя из изложения ст. 106 УК РФ: «убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденною ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости…».
Существующие Комментарии к УК РФ единогласно отмечают, что рассматриваемая статья фактически предусматривает три вида детоубийства:
-убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов;
-убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации;
-убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
Отмечая, что убийство матерью новорожденного ребенка может во время или сразу же после родов так и позднее авторы существующих Комментариев к УК РФ различно определяют эти периоды.
Так, в Комментариях к УК РФ разработанных под ред. Чекалина А.А., Томина В.Т. и Сверчкова В.В., отмечая что в педиатрии новорожденным понимается ребенок в возрасте до четырех недель, тем не менее, без всяких мотиваций, определяется понятие «после родов» как убийство, временной промежуток которого «не может превышать одного месяца с момента окончания родов». При этом не уточняется, какой месяц имеется в виду – лунный (28 дней) либо календарный (30-31 день).
В месячный срок определяет период новорожденности и Комментарий к УК РФ, изданный под редакцией Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. В качестве обоснования длительности периода новорожденности приводится ссылка на учебник акушерства К.К. Скробанского, который был издан в 1946 году, т.е. практически за полвека до перехода на критерии новорожденности, рекомендованные ВОЗ.
Как проявление высокой степени непонимания того, какой срок новорожденности принят в медицине, следует признать встречающееся в некоторых Комментариях к УК РФ утверждение, что «длительность периода новорожденности индивидуальна и колеблется в пределах нескольких, чаще всего трех-четырех, недель».
Можно констатировать, что авторами большинства Комментариев допускается, что максимальная продолжительность периода новорожденности может составлять как 30-31 день, что противоречит современным медицинским концепциям новорожденности.
Более серьезные разногласия у авторов различных Комментариев к УК РФ возникают, когда они подходят к определению продолжительности понятия «сразу же после родов». А.А. Чекалин и соавт. считают, что понятие «сразу же после родов» означает «вслед, тут же, вскоре» и как следствие, этот временной промежуток не может исчисляться часами, а тем более сутками… Такого же мнения придерживаются и авторы некоторых других Комментариев к УК РФ.
В отличие от этого мнения, в Комментариях к УК РФ, изданных под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, указывается, что убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов означает, что оно совершается в течение относительно непродолжительного времени, который может быть равен суткам. При этом авторы подчеркивают, что в качестве обоснования длительности этого периода выбран судебно — медицинский критерий определения длительности периода новорожденности.
Отсылка на то, что убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов привязывается именно к судебно-медицинскому критерию новорожденности — одним суткам, приводится также в Комментариях к УК РФ изданных Коряковцевым В.В. и Питулько К.В., а также многими другими специалистами в области правоведения.
Однако судебная медицина, являясь отраслью медицинской науки, не может оперировать понятиями и определениями, отличными от медицинских. Более того, так как все судебно-медицинские учреждения входят в систему Минздравсоцразвития РФ, то на них полностью распространяется все приказы и распоряжения Минздрава РФ, согласно которым продолжительность неонатального периода (периода новорожденности) должна исчисляться 4 неделями (28 днями) перинатального периода.
Существование же особого, судебно-медицинского периода новорожденности, длительность которого исчисляется одними сутками, не закреплена никакими подзаконными актами. Авторы существующих руководств и учебников по судебной медицине, обосновывая первые сутки жизни младенца в качестве судебно-медицинского критерия новорожденности, ссылаются на исключительно на правоприменительную практику.
Получается любопытный юридический казус, имеющий форму порочного, замкнутого круга. Обосновывая длительность периода новорожденности как равную одним суткам, авторы многочисленных Комментариев к УК РФ ссылаются на мнение судебно-медицинских экспертов, а судебные медики при определении длительности этого же периода ссылаются на не имеющие юридической силы Комментарии к УК РФ.
Некомпетентность правоведов в современном состоянии вопроса о медицинских критериях новорожденности и связанных с ними дефинициях привела к тому, что не только в Комментариях к УК РФ, но в теории уголовного права обращают внимание на три критерия новорождённости: «педиатрический», «акушерский» и «судебно-медицинский». При этом безосновательно утверждается, что в педиатрии он равен одному месяцу с момента констатации живорожденности, в акушерстве этот срок равен одной неделе, а в судебной медицине — одним суткам.
Можно констатировать, что в настоящее время при трактовке ст. 106 УК РФ игнорируются повсеместно принятые на сегодняшний день в системе здравоохранения РФ критерии новорожденности. В тех случаях когда убийство совершается во время родов или сразу после них в Комментариях к УК используется либо судебно-медицинское определение длительности периода новорожденности – сутки, либо некий неконкретизированный краткий промежуток времени, который по мнению комментаторов «не может исчисляться часами, а тем более сутками».
В то же время при убийстве матерью новорожденного в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости или в условиях психотравмирующей ситуации длительность периода новорожденности, в существующих комментариях к УК волюнтаристически определена как месяц.
Так же отчетливо и ярко несогласованность современных медицинских дефиниций неонатального периода и юридических комментариев, касающихся убийства материю новорожденного, проявляется при обсуждении убийства матерью ребенка, не начавшего самостоятельной внеутробной жизни (например, путем нанесения смертельной раны в голову рождающемуся ребенку до момента начала дыхания).
В Комментариях к УК РФ Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева специально подчеркивается, что подобные случаи однозначно относятся к убийству матерью новорожденного ребенка и должны рассматриваться в рамках ст. 106 УК РФ. Однако, если исходить из общепринятых на сегодняшний день в медицине (в том числе и судебной) определений, живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости оп продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента.
Соответственно, согласно существующим медицинским определениям, плод, погибший до начала самостоятельной внеутробной жизни будет однозначно считаться мертворожденным. В то же время, согласно Комментариям к УК РФ под ред. А.А. Чекалина, если преступное посягательство было осуществлено на мертворожденного, то содеянное должно оценивается по правилам о покушении на негодный объект. Данное толкование исключает применение в подобных случаях ст. 106 УК РФ.
Приведенные примеры отражают тот факт, что диспозиция ст. 106 УК РФ содержит в себе многие проблемные и неоднозначно толкуемые правоведами дефиниции, в частности, «новорожденный», и «роды». Так, например, анализ существующих комментариев к УК РФ, а также пособий по уголовному праву показывает, что практически все авторы указывают, что «убийство во время или сразу после родов означает, что преступление совершается в момент начала родов (прорезывания головки плода), либо в период отделения ребенка от тела матери».
Отсюда следует, что под понятием «роды» правоведами понимается исключительно второй период родов (период изгнания плода, или, иначе, потужной период), что противоречит тексту ст. 106 УК РФ.
Путаницу с определениями новорожденности усугубляет тот факт, что во многих руководствах по судебной медицине в качестве критериев новорожденности указываются признаки недавних родов, что является серьезной методической ошибкой.
Признаки недавних родов являются лишь частью широкой совокупности признаков, свидетельствующих о новорожденности ребенка, но никоим образом их не заменяют. Особенностью определения новорожденности в судебной медицине является то обстоятельство, что диагностируемое явление должно иметь специфические признаки и может быть доказано. Следовательно, с позиций судебной медицины новорожденным следует раздельно выделять признаки недавних родов и признаки новорожденности. Признаки недавних родов традиционно подразделяют на наружные и внутренние [...].
Однако, более правильно разделять их на достоверные и ориентировочные (т.е. не исключающие недавних родов). К достоверным признакам, которые однозначно свидетельствуют, о недавних родах, относятся:
-наличие пуповины вместе с неотделенным детским местом (последом),
-отсутствие демаркационного кольца у основания пуповины,
-недышавшие легкие.
К ориентировочным признакам, не исключающим факт недавних родов, относят:
-наличие на коже младенца сыровидной смазки и помарок крови (при отсутствии следов повреждений на теле),
-наличие мекония в кишечнике и вокруг заднепроходного отверстия,
-родовую опухоль -кефалогематому.
К признакам же новорожденности (помимо признаков недавних родов) следует относить совокупность многочисленных антропометрических, макроскопических и гистологических критериев, свидетельствующих о том, что возраст младенца не превышает 28 дней, т.е. укладывается в период новорожденности (неонатальный период).
Такой алгоритм проведения экспертных исследований является наиболее оправданным, так как, по сути, от судебно-медицинского эксперта при экспертизе трупа младенца, новорожденность которого не исключена, законодатель хочет получить ответ на вопрос не о новорожденности как таковой, а о продолжительности внеутробной жизни, чтобы соотнести время совершения преступления с моментом родов.
Правильное установление возраста младенца при проведении судебно-медицинского исследования является важным условием для адекватного применения ст.106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка».
Заключение. Статья 106 УК РФ, указывая на один из элементов непосредственного объекта состава преступления (потерпевшего) – новорожденного ребенка, не определяет конкретные сроки периода новорожденности, а также содержит многие проблемные и неоднозначно толкуемые правоведами и судебными медиками дефиниции («новорожденный», «роды», «психотравмирующая ситуация» и др.).
Отсутствие в законодательстве четко определенного временного интервала, до истечения которого убийство матерью ребенка будет квалифицироваться как убийство новорожденного, не позволяет до конца раскрыть смысл ст. 106 УК РФ. Законодательная неурегулированность рассматриваемой диспозиции является источником юридических дискуссий о том, какой же временной период вкладывать в это понятие.
Очевидно, что создавшаяся ситуация требует корректировки с целью пересмотра исторически сложившихся как юридических, так и судебно-медицинских оценок понятий и определений, причастных к ст. 106 УК РФ.
Ввиду того, что в настоящий момент конструктивные признаки состава ст.106 УК РФ далеки от однозначного понимания, а уголовно-правовой аспект рассматриваемого преступления содержит целый ряд проблем, требующих правового разрешения, считаем целесообразным при проведении экспертизы младенцев при ответе на вопрос: «является младенец новорожденным или нет?» выделять в ответе две составляющих:
-отмечать наличие/отсутствие признаков недавних родов;
-отмечать признаки, свидетельствующие о времени продолжительности внеутробной жизни ребенка.
Если при экспертизе младенца будет выявлено, что срок его жизни укладывается в продолжительность неонатального периода, в выводах следует отметить, что срок жизни младенца составляет ориентировочно N-ое количество дней, что соответствует (либо нет) общепринятым критериям новорожденности, принятым в системе здравоохранения РФ.
***************************************************
О правомерности установления факта новорожденности ребенка на основании экспертизы его трупа.
Соколова З.Ю., Буромский И.В., Туманов Э.В., Башкирева Е.А., Е.И. Кильдюшов, Никишев И.Н.
Суд. Мед. Эксперт. – 2011. – Т.54. N.2 – С. 53-56.