У каждого следователя существует стремление к использованию тех приемов и методов проведения следственных действий, которые направлены на оптимизацию его усилий и достижение наибольших результатов. Нахождение таковых, их последующая шлифовка являются залогом успешного выживания в условиях постоянного цейтнота, порожденного нагрузкой, конфликтными ситуациями и жизнью «от срока к сроку».

Казалось бы, наработанная с 2002 года практика проведения такого следственного действия как обыск в обстоятельствах не терпящих отлагательства предполагает наличие соответствующих штампов, рассчитанных на достижение максимальных результатов.

Здравый смысл подсказывает, что наилучшее время для проведения вышеуказанного типа (вида) обысков является вечернее время с 21.00 по будням. Логика здесь такова:

Следственные органы стремятся к тому, чтобы результаты, полученные в ходе обыска, в дальнейшем были признаны судом допустимыми доказательствами, поэтому необходимым, бесспорным, условием является участие в ходе обыска защитника.

Кроме того, сразу после предъявления постановления о производстве обыска, можно столкнуться с негативной реакцией лица, которому оно предъявлено в отношении защитника по назначению.

Фигурант – а на момент проведения обыска это может быть и свидетель – со значительной долей вероятности потребует пригласить определенного защитника. Таким образом, заранее приглашенные из коллегии адвокатов по месту проведения обыска (обысков) защитники могут оказаться не у дел.

21 час буднего дня, таким образом, является идеальным временем, потому что фигуранты, как правило, уже находятся по месту жительства, защитники, присутствия которых они могут потребовать, уже закончили выполнять запланированную ранее на день работу, и, по большей вероятности, прибудут на следственное действие не более, чем через час, а впереди у следователя еще достаточный промежуток времени до того момента, когда физическая усталость и эмоциональное напряжение возьмут своё – в зависимости от возраста и состояния здоровья следователя.

По моему мнению, работа после 04.00 малопродуктивна, влечет описки, ошибки и т.п., которые чреваты для создания доказательственной базы неприятными сюрпризами. Правило «21 часа» в следственном управлении прокуратуры Кемеровской области соблюдалось как обоснованное разумом.

К сожалению, времена менялись, пришло поветрие «утренних обысков». Кто был его родоначальником мне установить не удалось, хотя определенные догадки по этому поводу имеются. Для преступника (занимающего разбойными нападениями, похищениями, вымогательствами и убийствами), проникновение в жилище в утренние часы, несомненно, оправданно. Применение грубого насилия в отношении заспанных, беспомощных людей для достижения преступных целей логично.

Для следователя, представителя правоохранительной системы, который по закону обязан соблюдать права и законные интересы граждан, такие действия недопустимы. Не будем говорить о моральных нормах, вернемся к цели следователя – созданию непоколебимой доказательственной базы. Таковая может быть создана только при строгом соблюдении принципов законности и соблюдения права на защиту. Нельзя трактовать состязательность в уголовном процессе как возможность применения уловок, которыми пользуются те, с кем должны бороться сами правоохранители.

Мне вспоминается случай из практики, когда я был включен в следственную группу, в задачу которой входило синхронное производство обысков более чем по двадцати адресам в одном из городов области. Лица, у которых должны были производиться обыски, не имели процессуального статуса, так как уголовное дело состояло из десятка соединенных в одно производство «фактов», при этом в постановлении о соединении уголовных дел отсутствовали указания на конкретных лиц, которые все эти преступления и совершили.

Мне сложно понять, что двигало возглавлявшим группу следователем, но он настаивал на времени начала проведения обысков в 5 часов утра. Незамедлительно мною руководителю следственной группы были высказаны доводы о том, что нам всем придётся иметь дело с лицами, хотя и не имеющими процессуального статуса по делу, но фактически подозреваемыми, изобличением которых мы все займемся с момента предъявления постановлений о проведении обысков, а значит, не имеет смысла начинать производство обысков в отсутствии как минимум заранее предупрежденных защитников из коллегии адвокатов по месту проведения обысков.

Простой расчет указывал на то, что предъявив постановления о производстве обысков фигурантам, нам придется удерживать их в их же жилищах не менее 4-х часов, то есть до момента начала официального трудового дня защитников. При этом, ни один из членов следственной группы не мог задержать фигурантов в порядке ст. 91 УПК РФ, так как их преступления еще не были расследованы, и мы не могли бы указать в протоколах основания их задержания.

Мои доводы не были услышаны, и я принял принципиальное решение отказаться от участия в подобных следственных действиях, покинув общее собрание группы, готовившейся к выезду в район предстоящих следственных действий. Понимая, что моя позиция вызовет кривотолки, я сразу же подал руководству рапорт, в котором в обосновании своего решения привел следующий анализ действующего уголовно-процессуального законодательства:
«Согласно ч. 3 ст. 7 УПК РФ, ч. 1 ст. 11 УПК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 16 УПК РФ: «нарушение норм УПК РФ судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств», «суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав», «подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя», «суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными настоящим Кодексом способами и средствами».
Часть 11 ст. 182 УПК РФ гласит, что при производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если: подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном статьей 52 УПК РФ.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 и 92 УПК РФ.

Пункт 15 ст. 5 УПК РФ гласит, что: «момент фактического задержания — момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 июня 2000 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 УПК РСФСР, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым или обвиняемым. Поэтому данное конституционное право возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.

Проведение следственных действий в случаях не терпящих отлагательства не предусматривает каких-либо изъятий из права на защиту.

Таким образом, на момент проникновения в квартиру, хозяин квартиры однозначно является подозреваемым и задержанным в порядке ст. 91 УПК РФ, так как не вправе покидать обыскиваемое помещение. Фактически же обыск может начаться не ранее чем через 4 часа.

Подозреваемый, как указано выше, вправе защищаться всеми незапрещенными способами и имеет право на адвоката. Обеспечить защитника в таком случае должен следователь в порядке ч. 1 ст. 11, ч.ч. 1, 2 ст. 16 УПК РФ. Очевидно, что следует начинать проводить обыск после явки защитника по назначению, которого можно вызвать в 09.00 часов утра, как только начнет работать соответствующая коллегия адвокатов.

Следователь, производящий обыск, по логике, должен сам выписать протокол по ст. 91 УПК РФ хозяину квартиры, так как обыск может продолжаться и более трех часов, а протокол должен быть составлен в течение трех часов после задержания в соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ, так как подозреваемый уже находится перед следователем.

Однако таковой протокол составлен быть не может, так как следователь не знаком с материалами уголовного дела по причине того, что является членом следственной группы – не может указать основания задержания, а кроме того, не имеет на руках постановление руководителя следственной группы о задержании подозреваемого в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ».

Приведенная выше мотивация была признана моими руководителями обоснованной.

По иронии, буквально через неделю, глава правительства России Дмитрий Медведев после прямого эфира, в ходе которого он давал интервью представителям 5 телеканалов, нелицеприятно высказался в сторону следователей, пришедших рано утром 7 декабря с обыском к режиссеру-документалисту... 

Да 27 27

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, suhoveev, rudkovskaya, Plohich, cygankov, Бозов Алексей, Sheriff, steeler1975, matvejolga, Печенев Игорь, Климушкин Владислав, brat-advokat, Коробов Евгений, vasilii-vladimirovich-vasilchenko, +еще 1
  • 04 Июля 2014, 06:19 #

    Уважаемый Константин Сергеевич, спасибо за отличную научно-практическую статью с анализом правовых норм и методики проведения обыска. С моей точки зрения, тактика проведения очень ранних утренних, тем более массовых обысков, себя давно уже не оправдывает, и в большей степени носит характер психологического давления на фигурантов уголовного дела. 

    Своим клиентам я обычно рекомендую прочесть краткую инструкцию на тему: Праворуб: Если к вам пришли с обыском... и рекомендую вести себя при обыске максимально спокойно, но при этом фиксировать все действия участников следственной группы и понятых, а так же непременно делать копии со всех предъявляемых им документов.

    +11
    • 04 Июля 2014, 09:04 #

      носит характер психологического давления По-моему, любые «маски-шоу» служат не столько для получения доказательств, сколько для создания показухи и давления на обвиняемых. 
      Статья мне понравилась + (Y)

      +6
      • 04 Июля 2014, 11:06 #

        Скорее всего это именно так. За редким исключением. Продуманным действиям не нужна показушность и информационная поддержка в прессе. Они направлены на конкретный результат. Тем они и страшны для оппонентов.

        +5
    • 04 Июля 2014, 11:03 #

      Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за оценку моей статьи. Я сделал попытку посмотреть на ситуацию с точки зрения практической значимости «утренних обысков» для создания доказательственной базы. По моему мнению, для следователя лучше знать, что им доказан конкретный состав, чем получив решение, признающее результаты его действий недопустимыми доказательствами, произносить вслух перед коллегами: «Зато как мы их тогда попугали». Слабое утешение, не имеющее отношение к удовлетворению от достигнутого результата.

      +5
      • 04 Июля 2014, 11:12 #

        Уважаемый Константин Сергеевич, это важно знать не только для следователя. Однако, проблема состоит в том, что очень немногие продумывают свои действия и прогнозируют их результаты хотя бы на пару шагов вперёд. 

        К сожалению, многие молодые следователи предпочитают действовать по не самым лучшим, зато одобряемым их руководством, шаблонам. 

        +5
        • 04 Июля 2014, 11:23 #

          Уважаемый Иван Николаевич, каждому следователю рано или поздно приходится выбирать тот или иной тип поведения. Выбор бывает разным. На мой взгляд решающим для следователя должно стать осознание того, что люди, под влияние которых он попадает в случае оправдательного приговора останутся в стороне. Поэтому перед любыми действия следователь должен задавать вопрос: К чему это приведёт? Что это даст для дела? Зачем это мне? А в случае несогласия с позицией лиц, от которых он зависит требовать письменных указаний по делу.  

          +3
  • 04 Июля 2014, 06:33 #

    Уважаемый Константин Сергеевич, я получил прямо-таки удовольствие,  от чтения Вашей статьи.
    За это:
    … отказаться от участия в подобных следственных действиях, покинув общее собрание группы,… сразу же подал руководству рапорт, в котором в обосновании своего решения ...отдельное спасибо.
    К сожалению, подавляющее большинство соверменных следователей не способны на подобный поступок, предпочитая «крепчать»;) и кулуарно жаловаться на тяжкую судьбинушку.

    +11
    • 04 Июля 2014, 10:15 #

      Уважаемый Андрей Борисович, рад что доставил Вам удовольствие. Описанное в статье событие имело место быть и стало для меня определенным этапом в отношениях с той группой людей, которых можно обозначить как «непроцессуалисты». В дальнейшем отношения продолжились. Это поводы для новых статей.

      +5
      • 05 Июля 2014, 20:40 #

        Уважаемый Константин Сергеевич, Описанное в статье событие имело место быть и стало для меня определенным этапом в отношениях с той группой людей, которых можно обозначить как «непроцессуалисты». В дальнейшем отношения продолжились. Это поводы для новых статей. Я правильно понял, что развитие этих событий и привело Вас на путь истинный, в смысле работу юристом?

        +3
    • 04 Июля 2014, 06:54 #

      Уважаемый Константин Сергеевич, отличная статья! 
      Я не знаю с какого перепугу пришло современное веяние утренних обысков… может следователи фильмов каких неправильных пересмотрели?

      С другой стороны, доказательства, добытые таким путем, можно потом признать в суде недопустимыми. 

      +5
      • 04 Июля 2014, 10:23 #

        Екатерина Александровна, спасибо за оценку! Думаю, что фильмы здесь не причём. К сожалению, существуют «администраторы от следствия», малоразбирающиеся в предмете, но стремящиеся отрапортовать о количественных показателях. Количество следственных действий и результат, разумеется, вещи разные, но они это не понимают, или не хотят понимать.  Доказательства, конечно, можно признать недопустимыми еще на предварительном следствии, пользуясь ст. 125 УПК РФ, но нести всю ответственность за проваленную доказательственную базу по делу будет следователь, попавший под влияние «администраторов»

        +4
    • 04 Июля 2014, 07:00 #

      Очень интересная и полезная статья, спасибо!

      +5
      • 04 Июля 2014, 10:51 #

        Спасибо за оценку. Сергей Николаевич, хотелось бы узнать, нашли ли Вы в моих доводах что-то полезное для Вашей практики? Согласны ли Вы с моим выводом о том, что нет никаких изъятий из права на защиту при проведении любых видов обысков?

        +4
    • 04 Июля 2014, 08:03 #

      Уважаемый Константин Сергеевич, любопытная публикация.
      Только остался за кадром один момент: чем руководствуется следственный орган и сам следователь, применяя данную следственную практику: здравым смыслом, УПК РФ или приказом начальства?

      +4
      • 04 Июля 2014, 09:08 #

        Уважаемый Владимир Михайлович, в каждом случае причина или повод разные, просто одни предвидят последствия своего «шашкомахания», а другие об этом даже и не задумываются.

        +5
        • 04 Июля 2014, 09:12 #

          Да я это понимаю, но меня волнует, что гражданское общество об мало знает.
          Мне часто задают вопросы: а вот в кино совсем не так показывали… почему?

          +4
          • 04 Июля 2014, 09:24 #

            Уважаемый Владимир Михайлович, ну уж Вам ли не знать, что современные телесериалы про «сыщиков» не имеют никакого отношения к реальности, и если кто-то пытается применить телешоу к реальной жизни, это его проблема. Нормальные люди, в случае попадания в сложную ситуацию, обращаются к юристам, а не ведут себя как герои сериалов.

            +7
            • 04 Июля 2014, 09:26 #

              Я-то знаю, уважаемый Сергей Владимирович. Но, к сожалению, большинство граждан этого не знают, более того, не хотят знать, пока петух не клюнет…

              +5
            • 04 Июля 2014, 11:10 #

              Владимир Михайлович, в СМИ постоянно фигурируют псевдо-термины: «дело было закрыто», «снятие показаний» и т.п. В кино, обстановка еще более запущенная. Для обывателей любой сотрудник органов — милиционер.

              +5
            • 04 Июля 2014, 13:28 #

              Мне часто задают вопросы: а вот в кино совсем не так показывали… почему?Правильный ответ: «Потому же, почему в обычной супружеской спальне не применяется всё виденное в немецких порнофильмах»!

              +7
              • 04 Июля 2014, 13:59 #

                Теперь я знаю ответ на вопрос: почему на прилавках столько книг по Кама-Сутре и для начинающих «как заработать свой первый миллион».)))

                +3
        • 04 Июля 2014, 10:33 #

          Уважаемый Владимир Михайлович, я считаю, что раз на раз не приходится. Где-то это бравада и устрашение, во всяком случае именно по мнению устрашающего, так как трудно напугать обыском и масками  человека, у которого «отсиженных, как у пугателя прожитых». Где-то результат желания «красиво» отчитаться о проделанной работе, не упоминая о последующей судьбе того, что изъято, а оно будет «умножено на ноль», возможно еще на стадии предварительного расследования. 

          +4
      • 04 Июля 2014, 08:47 #

        Уважаемый Константин Сергеевич, как защитнику доказать, что обыск «не терпящий отлагательства» был заранее спланирован, просто следователю было лень получить санкцию суда?

        +8
        • 04 Июля 2014, 10:44 #

          Уважаемый Алексей Анатольевич, по моему мнению, обыск всегда заранее спланирован. Хотя бы уже потому, что проводить его без понятых (которых найти и сейчас и двадцать лет назад была проблема) и оперативного сопровождения, рискнёт только тот, кто намеренно не желает получить результат.  Вопрос здесь лежит несколько в другой области. Обыски в ситуации «не терпящей отлагательства» это какая-то гарантия того, что информация о получении разрешения суда на проведение обыска не просочится к заинтересованным лицам.  Следствие будет проводить такие обыска, пока они будут предусмотрены УПК. Лень следователя можно доказать лишь получив доступ к информации, касающейся насыщенности графика его работы. С учетом нагрузки, следователь, даже проводя минимум следственных действий, сошлётся на то, что получаемые им вновь и вновь материалы в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ и уголовные дела он должен хотя бы успевать прочитать, не говоря уже о том, что должен составить по ним планы, отчеты, выставить карточки, «набить» контрольные и «надзорные» производства и т.п. и т.д. Боюсь, с ленью ничего не выйдет. Перефразирую кинематограф — ленивый следователь долго не живет.

          +6
          • 04 Июля 2014, 11:01 #

            Уважаемый Константин Сергеевич, вы же понимаете что «информация… просочится» это не предусмотренное УПК основание. Эдак и опера начнут прослушивать без санкции оправдываясь тем что судьи могут слить инфу))

            У нас в коллегии был проведен обыск, якобы неотложный, мне удалось добыть доказательства того что этот обыск планировался за несколько дней до его проведения. В апелляции обыск признали незаконным (дело опубликовано на Праворубе). Но это редкий случай.

            +6
      • 04 Июля 2014, 12:15 #

        Уважаемый, Константин Сергеевич, отличная публикация. Читая, припомнила свое прохождение практики в студенческие годы. На тот момент, не зная норм уголовно-процессуального права, так как практику в прокуратуре я проходила летом перед третьим курсом, а лишь на третьем курсе мы начали изучать эту дисциплину, я, на основании логики, искала нарушения в ходе проведения обысков и выемок. Каково было мое удивление, когда, при сравнительном анализе следственных мероприятий и норм УПК РФ, комментариев, литературе для следователей я находила массу нарушений, самым малым из которых было привлечение практикантов в качестве понятых. Вот тогда — то я и определилась с профессией. 

        +4
      • 04 Июля 2014, 13:05 #

        Вообще обыск очень сложное следственное действия. Но, обычно следователь сидит и пишет протокол, а опера обыскивают. Понятые, как правило свои, и подписывают все не глядя. А исключить протокол очень и очень сложно.

        +4
      • 04 Июля 2014, 13:28 #

        В проведении утренних обысков, да и вообще обысков не всегда следует винить следователя. Сегодня следователь — всего лишь исполнитель воли вышестоящего начальства, хотя в УПК написано другое. Помнится, в бытность моей работы в СК, зашёл генерал МВД (с подачи ОБЭП) к нашему на чаёк, посидели, поговорили. А в конце дня всех следователей СК мобилизовали для проведения ОМП на торговых точках аудио-, видеопродукцией. В итоге проработали до утра. Утречком меня направили на обыск уже к хозяину торговых точек на дом. Следователь-важняк сам меня инстуктировал: «Заходим, составляем протокол и валим». Я возразил (молодой совсем был): «Как так? Надо же всё пересмотреть, шмон навести». В ответ: «Спокойно, этот обыск никому не нужен, там мы ничего не найдём. Но если такого протокола не будет — нас начальство на куски порвёт». Приехали, осмотрелись, по-быстрому составили протокол (ничего, естесственно не нашли) и удалились во свояси. Ну, а в результате всех этих потуг, нужного ущерба по изъятой продукции так и не насчитали, отфутболили эту макулатуру назад в УВД. Вот вам и обыски, вот вам и ОМП, парализовали работу следователей на весь вечер и следующий день в угоду хотелкам местного МВДшного руководства. А сколько могли следаки дельного за это время сделать!

        +5
        • 04 Июля 2014, 15:22 #

          нашли ли Вы в моих доводах что-то полезное для Вашей практики? Согласны ли Вы с моим выводом о том, что нет никаких изъятий из права на защиту при проведении любых видов обысков?
          Нашёл, лично мне было интересно, что нахождение лица в своей же квартире при производстве обыска можно назвать задержанием. Но не совсем согласен с тем, что это лицо всегда следует считать и подозреваемым. Например, имеем два трупа, когда в нанятой квартире жилец пристрелил посетителя и застрелился сам. На обыск был вызван хозяин квартиры, который сдал её в найм и сам ни слухом ни духом о том, что там творил жилец. Глубоко сомнительно, что этого хозяина следует считать подозреваемым. Кстати, сомнительно и то, что он задержан.
          Полагаю, что Ваши доводы должно соотносить с реальностью, скажем, хозяину квартиры срочно надо на работу, а мы его не пускаем, тут да, тут получается, что задержан. Но будет ли это задержание в смысле обеспечительной меры? Скажем, мне по прошлой работе приходилось тормозить грузовики, перевозить на них труп в морг и делать отметку в путевом листе водителя об этом. Задержание ли это?

          +3
          • 04 Июля 2014, 19:08 #

            Уважаемый Владислав Александрович, согласно постановлениям о производстве обысков все обитатели жилищ хранили там орудия преступлений, похищенные ценности и документы потерпевших. При этом в постановлении о соединении уголовных дел они, т.е. эти лица, не значились. Кстати, припоминаю одного товарища, который в резулятивной части постановления указывал дословно следующее: «изъять предметы и документы, имеющие значение по настоящему уголовному делу». Всё. Точка. В описательной части эти «имеющие значение» не описывались вовсе. Как-то раз меня направили проводить два обыска в один день по его постановлениям именно с вышеприведенным содержанием. Через два дня нас чудом разняли старшие товарищи.

            +4
            • 04 Июля 2014, 20:18 #

              Кстати, припоминаю одного товарища, который в резулятивной части постановления указывал дословно следующее: «изъять предметы и документы, имеющие значение по настоящему уголовному делу». Всё. Точка.
              Напомнили. Только вчера обсуждали ситуацию, когда вещдоком были признаны земельный участок с нежилыми строениями. Ломали голову, можно ли теперь хотя бы в аренду эти строения и участок сдать?
              Но лично мне представляется, что признавать такие вещи вещьдоками невозможно в принципе. Хотя, может в будущем и планеты будут вещьдоками, чем чёрт не шутит...:D

              +4
        • 05 Июля 2014, 17:12 #

          Уважаемый Константин Сергеевич, работая следователем прокуратуры не припоминаю случая, чтобы хозяин домовладения изъявил желание не присутствовать при обыске. Каждый их них принимал участие добровольно и никто его не задерживал.Также свободно приезжали адвокаты, если  требовал хозяин. Они не заявляли.что их права как-то нарушались.По поводу указания в постановлении:«изъятия предметов и документов имеющих значение для дела». Иногда такое ранее писали. Знаете, учитывая Ваше количество уг.дел возбужденных по факту,  по каждому проводился ОМП, что-то изымалось, что-то криминалисты подсказывали искать те или иные предметы. оружие ну и.т. Поэтому на мой  взгляд следователь, должен был знать что искать.Он участвуя (и являясь руководителем) в любом следственном действии, сам пишет протокол и он единственный, который несет всю ответственность за результаты проведенного следственного действия.

          +3
          • 05 Июля 2014, 20:17 #

            Уважаемый Игорь Викторович, во времена прокуратуры мы ждали адвокатов; ныне руководители групп требуют их не ждать, ведь на их взгляд обыска в обстоятельствах не терпящих… списывают всё. Обратите внимание, я пишу как раз о том, что изъятия из права на защиту такие обыска не предполагают. А теперь представьте себе, что у человека с перспективой «заезда» минимум лет на 12 есть возможность просто выйти из квартиры и раствориться? В некоторых случаях это весьма состоятельные люди, средства которых лежат не дома, а управляются со смартфона. Во-первых, сорвется обыск, так как он производится при лице (вышедшем и не вернувшемся), Во-вторых, шанс как минимум залечь на дно… или же всплыть в русской общине в благословенных Алтее или Аликанте. По поводу «изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела» без их расшифровки, со всей ответственностью заявляю: писали, пишут, будут писать. При этом авторы этих «надписей» считают себя «ловкими» процессуалистами. На совещаниях они на полном серьезе бравируют тем «как ловко они всех обставили», ведь по их мнению формулировка позволит им изъять все, что им будет угодно. Со временем такие личности натыкаются на ст. 125 УПК РФ, обтесываются, иногда даже прогрессируют и меняют свою точку зрения на уголовный процесс.

            +3
        • 06 Июля 2014, 22:51 #

          Не соглашусь с положительными оценками вышеприведенной статьи. Простая констатация правовых норм и фиксация не понимания зачем и почему. 
          ↓ Читать полностью ↓
          Многие авторы следователи со стажем и неплохо знают тактику такого наисложнейшего следственного действия, как обыск. Даже вид расследуемого преступления может определить время обыска. Данное следственное действие сложно и для адвоката. Как я убедился на своем опыте, редко когда приходят нежданно. Поэтому с адвокатом договариваются заранее, или имеют контакты адвоката. 
          Проведение обыска с нарушениями норм УПК не благо, а беда гражданина, так как впоследствии в суде появится запись, что не всякое нарушения норм УПК является существенным и влечет за собой недопустимость доказательства. Адвокат должен обеспечить неукоснительное, прямо-таки буквоедское исполнение закона, при производстве обыска. Например, участвовал в обыске по экономическому делу. Заставил следователя и вносить все предметы, которые он изымал, при этом индивидуализируя их. Зачем? А как же иначе, он же скинет все бумажки в мешок, горловину которого перевяжет нитью белого цвета, концы которой будут оклеены отрезком белой бумаги с подписями понятых и пояснительной запиской. А что там, Аллах его знает! Потом он произведет осмотр изъятого, но уже без понятых, понятное дело с фиксацией результатов при помощи технических средств (каких? фотоаппарата, линейки или дырокола?) И что там окажется во второй раз?? Второй случай, опер возжелал полезть по приставной лестнице на чердак строящегося дома, (искали похищенное), я спросил, а каким образом он меня доставит к месту осмотра. Он мне предложил лезть за ним. Я же отметил, что не допускается проведение следственных действий, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье участников. Лестница деревянная и хлипкая, а я, каюсь, 150 кг. Поэтому чердак и не смотрели. Что там было неизвестно, а что бы там нашел одинокий опер, я догадываюсь.Следующий раз пришли отыскивать имущество подлежащее описи и аресту. Ушли молча и грустно. Почему? Судейское решение было на двух листах, а подпись и печать только на одном, постановление не прошито и не пронумеровано. Я же набрался наглости сказать, что у них сфабрикованное постановление, так как первый лист, по моему мнению, был напечатан в другом месте. Видеофиксация процесса помогла убедить оперов не трогать 150 килограммового адвоката, который активно препятствовал обыску. Поэтому, я считаю, если обыск пришли делать, то заставьте его делать по закону. Задолбается любой следователь. Ведь надо помнить, что суровость Российских законов нивелируется необязательностью их исполнения. А если адвокат сурово требует исполнять наши же законы?

          +3
          • 07 Июля 2014, 17:57 #

            Уважаемый Василий Владимирович, позвольте Вам возразить. С Вашей точки зрения «простая констатация правовых норм» позволила в последующем следователям, считающим себя процессуалистами, отстоять своё право на проведение обысков, результаты которых всегда признаются допустимыми доказательствами. То есть была создана практика, по которой обыска в обстоятельствах, не терпящих отлагательства, стали проводиться строго в присутствии защитников. (Обычно из числа защитников по назначению (в соответствии с территориальностью коллегии), заранее предупрежденных только о самом факте проведения обыска). Ранее многими руководителями и некоторыми судьями считалось, что такие обыска можно проводить без защитников, даже если на их присутствии настаивали лица, у которых производились обыска. В какой-то степени и моими усилиями удалось прийти к мнению, что изъятий из права на защиту в данной ситуации не существует. 
            Так же меня несколько удивляет, что большая часть — около 70 % Вашего комментария — посвящены Вашей практике по обыскам, которые не относятся к описываемому мною виду обысков. Несколько самоуверенным на мой взгляд является Ваше утверждение про «задолбается делать». Следователь просчитывающий свои шаги, готовит обыск тщательно, приходит быстро, быстро изымает только конкретику и также быстро уходит. Это как двойка в боксе. Вам не кажется, что в такой ситуации, выражаясь Вашим словами «задолбается» кто-то другой? За все 18,5 лет я не поступал иначе. Даже по экономическим делам, можно рассчитать точку приложения силы, если есть опыт и желание.

            +1
            • 07 Июля 2014, 18:45 #

              Обыск быстро и тщательно подготовлен, это тогда когда предмет туда куда надо подброшен. Обыск не может быть по определению быстр.  А насчет задолбаться, это не самоуверенность, а большой опыт, а так же тренированный мочевой пузырь. Следователи нынче молодые и нетерпеливые. За свою практику я мало знал коллег которые были усидчивы. Да и не всякий выдержит поток негатива исходящий от участников обыска. А если тебе еще мешает и адвокат, критикуя любое действие, да еще поучая своего коллегу. А если адвокат, негодяйское лицо, возмущается в ситуации, когда кто-то хочет выйти из комнаты, где ведется обыск. Коллега, ВЫ сколько можете терпеть? (извините за вопрос(giggle)). Когда сам был следователем, то я терпеливо ждал, когда соизволит приехать защитник. Знаете ли, беседа с оппонентом иногда очень поучительна и познавательна, даже если болтаешь о рыбалке или о фантиках конфет. Так же удивлюсь Вашему удивлению о том, что мой рассказ посвящен моему личному опыту. Поверьте, здесь нет малограмотных людей. Статьи сейчас хорошо знают даже двоечники из ПТУ. Цель данного сайта — обмен опытом. Я поделился опытом. Например вот по экономическому делу(http://vechorka.ru/gazeta/?b=view&articleID=5113) Адвокат был, бывший прокурор Ставропольского края. А вот результат (http://sudact.ru/arbitral/doc/cYr2TRZkmmZQ/) Здесь задолбался адвокат. А вот картиночка совсем наоборот (http://kraevoy.stv.sudrf.ru/...&delo_id=4&new=4&text_number=1), здесь задолбался следователь. 

              0
              • 07 Июля 2014, 19:07 #

                Уважаемый Василий Владимирович, как это не смешно, мочевой пузырь я научился просчитывать не на обысках, а при 4-х часовых допросах обвиняемых с последующим продолжением. Я вовсе не собирался отрицательно высказываться по поводу Вашего личного опыта, Вы привели ситуации из Вашей практики, не относящиеся к теме публикации как таковой. Я не проводил обыска по делам, находящимся только в моем производстве свыше 4 часов. Ни разу. Более длительные обыска я проводил только в группах, но это «не моя режиссура». Так, обыск по экономическому делу (организация игрового бизнеса),  в присутствии защитника по соглашению (кстати грамотного профессионала со стажем около 20 лет), занял у меня не более 3-х часов. Результат — обвинительный приговор. Никаких процессуальных нарушений выявлено не было. Все дело в подготовке.

                +1

        Да 27 27

        Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

        Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

        Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

        Рейтинг публикации: ««Утренние обыски» как головная боль следователя» 5 звезд из 5 на основе 27 оценок.
        Адвокат Морохин Иван Николаевич
        Кемерово, Россия
        +7 (923) 538-8302
        Персональная консультация
        Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
        Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
        https://morokhin.pravorub.ru/
        Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
        Пятигорск, Россия
        +7 (960) 228-1228
        Персональная консультация
        Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
        https://lizorkin.pravorub.ru/
        Адвокат Фищук Александр Алексеевич
        Краснодар, Россия
        +7 (926) 004-7837
        Персональная консультация
        Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
        https://fishchuk.pravorub.ru/

        Похожие публикации

        Продвигаемые публикации