Ну, коль так – предлагаю вашему вниманию некоторые свои соображения по поводу адвокатских гонораров, кои составляют неотъемлемую, и, не буду скрывать, одну из приятных сторон нашей деятельности.
Не буду долго и нудно анализировать и сопоставлять нормы ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с Кодексом профессиональной этики адвоката и рекомендациями адвокатских палат, поскольку, во-первых, для профессионалов такие изыскания, в силу общедоступности исходного материала, банальны; во-вторых, это просто скучно; в-третьих, мы, практики, привыкли мыслить конкретными, приближенными к «земле» категориями.
Поэтому, предлагаю остановиться на экономической составляющей адвокатских гонораров – их размере, порядке выплаты, и некоторых психологических аспектах при обсуждении с доверителем этой деликатной темы.
Очевидно, что сумма гонорара адвоката есть сочетание нескольких составляющих, как объективного характера (например, платежеспособность населения региона, где оказывается юридическая помощь, сложившийся в нем ценовой диапазон на юридические услуги, объем и сложность предстоящей работы), так и субъективного («раскрученность» данного адвоката (что, кстати, не всегда свидетельствует о высокой квалификации), личная амбициозность, сложившаяся ценовая политика в данном адвокатском образовании, если речь идет о коллегии адвокатов или адвокатском бюро, и т.д.).
Каждый адвокат составляет для себя, своего рода «финансовый план», в основу которого закладываются не только расходы на содержание своей семьи и себя, любимого, но и возможные риски, связанные с тем, что в народе называется, «то густо, то пусто», т.е., количества заключенных соглашений – величины весьма и весьма переменной.
В «финансовый план» включаются и затраты адвоката, не подлежащие сокращению: взносы в адвокатскую палаты (для работающих в адвокатских кабинетах), взносы в адвокатское образование (для работающих в коллегиях и бюро), налоги, поборы (назвать их взносами язык не поворачивается) в ПФ и ФОМС.
Есть и другие расходы, связанные с приобретением оргтехники, расходных материалов, литературы, программного обеспечения, и т.д., разумеется, все это закладывается в «финансовый план», пусть и не на весь год, но, как минимум, ближайший квартал.
Особо продвинутые коллеги, работающие в адвокатских кабинетах, берут себе на работу помощников, стажеров, бухгалтеров, т.е., несут дополнительные расходы, не только по выплате заработной платы, но, и вынужденные платить страховые взносы и взносы в Пенсионный фонд, будь он неладен…
Уж извините за мой закоснелый консерватизм, но моя точка зрения тут неизменна – если хочешь испортить дело – поручи его помощнику, кстати, это же касается подготовки налоговой отчетности.
Уже из вышесказанного становится понятным, что гонорар адвоката, не число, рожденное только что, по принципу «я так вижу», а экономически обоснованная сумма.
При этом нужно абсолютно четко отдавать себе отчет в том, что соглашение о размере и порядка выплате гонорара, есть результат нахождения баланса интересов при изначальном конфликте этих интересов – ну, привык наш народ к бесплатным юридическим консультациям…
В отличие от прочего рынка услуг, где можно попробовать выторговать себе скидку, сумма, означенная адвокатом, подлежит корректировке только в сторону увеличения; в адвокатской среде торг по поводу размера гонорара считается дурным тоном.
В свое время, уже не помню в какой книге, я прочитал замечательную фразу: «Если ты хочешь добиться успеха, то, даже имея в кармане 10 центов, ты должен выглядеть на миллион долларов» — боюсь, что дословно фраза звучит иначе, но ее суть именно такова.
А вспомнил я ее, поскольку в сумму гонорара адвоката закладывается и возможность, даже в дни «творческого кризиса», выглядеть успешным и преуспевающим.
Удручающе выглядит адвокат, одетый, словно адвокатскую деятельность он сочетает с работой дворником во дворе своего офиса, или, другая крайность – словно жертва передачи «Модный приговор».
Разумеется, адвокат, не вызывающий доверия внешним видом, вряд ли может претендовать на понимание, назови он гонорар, размер которого был бы без вопросов выплачен его более респектабельно выглядящему коллеге.
Согласно сложившейся практике многие адвокаты, что я считаю совершенно правильным, закладывают в размер гонорара и небольшие расходы, связанные с выполнением условия соглашения. В состав этих расходов входят почтовые расходы, расходы на проезд, включая стоимость бензина. Но тут нужно, как говорят в народе, «без фанатизма»; например, по одному из дел, связанных с ДТП со смертельным исходом, мне пришлось привозить своего доверителя к следователю около десятка раз, при том, что расстояние «туда-обратно» составляло 180 км, при среднем расходе 11л/100 км, итоговая сумма затрат только на бензин, заставила задуматься о широте русской души вообще, и широте своей, в частности.
Теперь, о том, что я упомянул выше – о том, что сумма гонорара адвоката подлежит корректировке только в сторону увеличения. Это связано с тем, что многие доверители уверены – выплаченная ими сумма гарантирует им пожизненное юридическое сопровождение, или, как минимум, ведение дела вплоть до ЕСПЧ, поэтому, во-первых, нужно максимально конкретизировать предмет соглашения, обязательно указывая стадию процесса своего участия, место, где оказывается юридическая помощь, событие, с которым связывается момент выполнения адвокатом условий соглашения.
Например, в заключаемых мной соглашениях по гражданским делам, для особо ушлых граждан, у меня есть пункт, согласно которого: «В случае увеличения объема юридической помощи (по сравнению с предполагаемым на момент заключения настоящего соглашения) ставить перед Доверителем вопрос о повышении размера вознаграждения, пропорционально проделанной работе.
В случае отказа Доверителя от выплаты дополнительного вознаграждения Адвокат оставляет за собой право оказать юридическую помощь в объеме, предусмотренном настоящим Соглашением».
Ну, а чтобы подстраховать себя от ситуаций, когда выплаченный гонорар уже потрачен, а конца работе не видно, я включаю следующий пункт:
«Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения Адвокатом обязательств по настоящему соглашению, но не более, чем шесть месяцев со дня его заключения.
Если, по независящим от сторон причинам, юридическая помощь не может быть оказана в полном объеме в течении шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения, стороны принимают решение о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение размера вознаграждения Адвоката; если решение о заключении дополнительного соглашения не принято, то настоящее Соглашение считается расторгнутым».
Понятно, что такую вольность по гражданским делам можно себе позволить.
Что касается дел уголовных, то формулировка здесь может быть несколько иной:
«6.1.Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения Адвокатом обязательств, предусмотренных п.1.2.1 настоящего Соглашения.
При этом датой выполнения Адвокатом условий настоящего Соглашения является дата подписания им итогового протокола следственного действия или постановления приговора судом первой инстанции, или иного судебного решения, согласно условий п.2.1. настоящего Соглашения.
6.2. Если, по независящим от сторон обстоятельствам происходит повторение стадий ранее оконченных стадий уголовного судопроизводства (возврат уголовного дела прокурором, после выполнения требований ст.217 УПК РФ для производства дополнительных следственных действий, отмена приговора суда первой инстанции и возврат уголовного дела в суд первой инстанции для повторного рассмотрения), Адвокат вправе потребовать, а Доверитель обязан произвести оплату за указанную работу, согласно Прейскуранта (Приложение 1)».
Разумеется, не могу не затронуть, и такой способ оплаты, как почасовую – когда доверитель предлагает мне оплачивать мою работу по часам, я соглашаюсь, но озвучивая получившуюся сумму, ввергаю доверителя в некий культурный шок, поскольку сумма на несколько порядков превышает ту, которую бы он заплатил в твердом размере.
Во-первых, вспомним о рисках, о которых говорилось выше и «финансовом плане». Вы хотите составлять новый план, поскольку у доверителя «изменились обстоятельства»?
Во-вторых, работа адвоката – процесс творческий, т.е., мое время, затраченное на оказание юридической помощи, это не только время проезда, скажем, до суда, ожидание в коридоре и время участия в самом процессе. В это время входит и подготовка необходимых документов (ходатайств, жалоб, заявлений), и мыслительный процесс для их подготовки.
Кстати, одна весьма симпатичная доверительница, оправившись от озвученной суммы моего гонорара при почасовой форме оплаты, спросила – а как она может проконтролировать, что я думаю именно о путях решения ее проблемы. В ответ я галантно предложил временно переселиться ко мне на дачу, чтобы лично проконтролировать творческий процесс. Почему-то отказалась, согласившись выплатить гонорар в твердой сумме…