Что же делать?
Во-первых, следует не забывать, что объяснение, которое возьмут оперативники, документ не процессуальный, поэтому в дальнейшем можно избрать любую тактику защиты.
Аспекты проведения ОРМ «проверочная закупка», и, следовательно, тактику и методику анализа оперативных материалов, я анализировать в данной статье не буду, так как они абсолютно одинаковы и ничем не отличаются от аналогичных при документировании иных преступлений (например, ст. 228.1 УК РФ).
На что же стоит обратить внимание:
Согласно диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ уголовная ответственность наступает за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. Я всегда иду с конца – то есть с определения вероятного размера, в котором совершено преступление.
Это можно сделать быстро, достаточно точно и абсолютно бесплатно (правда только в том случае, если данные программы продаются).
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», устанавливая признаки крупного или особо крупного размера деяний, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 146 УК РФ, следует исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям.
Следовательно, можно довольно быстро проанализировать интернет-сайты компаний, занимающихся розничной реализацией ПО. В частности, можно поискать авторизованных реселлеров на интернет-сайте производителя ПО (например, для программ компании Autodesk их можно найти здесь: http://www.autodesk.ru/resellers/locate-a-reseller?cntr=RU), а можно посмотреть и у других крупных продавцов, например, компании «Архитект Дизайн» (http://www.architect-design.ru) или любой другой.
Учитывая объяснение подзащитного, это поможет Вам быстро понять какие именно программы будут вменяться вашему подзащитному, и на какую стоимость можно рассчитывать.
Как вы будете применять полученную информацию в процессе доказывания – зависит от Вас и Вашего подзащитного. Можно заручится справками о стоимости от пары-тройки продавцов, можно сделать протокол осмотра нотариусом интернет-страницы, можно просто скриншоты приложить к какому-либо ходатайству.
Если же программы на момент ее установки в продаже уже не было, то в соответствии с указанным выше Постановлением Пленума ВС, при необходимости стоимость контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности может быть установлена путем проведения экспертизы.
Вместе с тем, как часто бывает, следователь назначает компьютеро-техническую экспертизу, в которой «эксперт» (не могу не поставить кавычки), не имеющий специальных познаний в области оценки, приводит, помимо профильных ответов на вопросы, некую розничную стоимость (либо, как еще указывают, справочную цену), указанную в справочнике цен на лицензионное программное обеспечение, разработанном Некоммерческим Партнерством Поставщиков Программных Продуктов (НП ППП).
Однако, в подобных случаях огорчаться не стоит. Данного справочника не существует. Несколько лет назад он распространялся по лже-экспертам в виде стопочки ксерокопий, выполненных на листах бумаги формата А4, а также эти бумаги возможно было скачать с сайта НП ППП. Однако, в настоящее время, даже по кэшированным ссылкам данная стопка макулатуры отсутствует.
Кроме того, имеется ответ из Торгово-промышленной палаты РФ № 10/0340 от 07.05.2013 года, согласно которому данное«справочно-статистическое издание не предназначено для оценочной либо экспертной деятельности» (в приложении).
Как было указано на этом справочнике, актуальность цен в нем была на конкретный квартал года, а вряд ли подобный «эксперт» знаком с методами оценки, формулами корректировок стоимости и иным, требуемым для проведения товароведческой экспертизы.
Другими словами, подобная экспертиза противоречит статье 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которой «Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Одним из путей решения в данной ситуации будет ходатайство о приобщении к материалам дела рецензии (естественно качественной и грамотной) на подобную экспертизу и ходатайства о назначении судебной товароведческой экспертизы. За рецензией я обычно отправляю подзащитных в ООО «Мегаполис-Оценка» (это не реклама, просто я видел и крайне бестолковые рецензии, которые следователю стыдно показывать, не говоря уже о суде).
Естественно, противодействие со стороны следователя, в большинстве случаев, будет существенное, так как рыночная стоимость уже не реализуемой программы, как показывает практика, существенно ниже 100 000 рублей, и в два-три раза ниже, чем указано в описываемом выше справочнике. То есть выпадает обязательное условия для привлечения к уголовной ответственности.
После определения стоимости, особенно в случае достаточности ее для привлечения к уголовной ответственности, необходимо проанализировать экспертное заключение на предмет установления экспертом незаконности использования и контрафактности ПО.
В частности, почти всегда в подобных заключениях эксперта указано:
К признаку отличия контрафактной программы от лицензионной можно отнести факт не предоставления предусмотренных правообладателем документов, подтверждающих легальность приобретения экземпляров программ: документации, компакт – дисков, упаковочных элементов, сертификатов подлинности, аппаратных ключей защиты.
К признаку отличия коммерческой версии программного продукта (напр., «Archicad»), можно отнести что: при попытке запуска программы в коммерческом режиме без подключенного аппаратного ключа защиты пользователю будет предложено запустить программу в демонстрационном режиме либо выйти из нее, в данном случае программный продукт запускается без подключенного аппаратного ключа защиты.
И это всё, чем якобы эксперт, мотивирует незаконность использования и контрафактность программы.
Вместе с тем, многие компании позволяют абсолютно легально скачать со своего интернет-сайта демонстрационные версии, которые после ознакомления позволяют ввод программного ключа для продолжения работы в коммерческой версии. Данный программный ключ приобретается дистанционно посредством интернет-оплаты. В этом случае используемая коммерческая версия является лицензионной, используется законно, и при этом не имеет, коробок, компакт-дисков, аппаратного ключа и какой-либо бумажной документации.
Подобное возможно, например, с некоторыми программами компании Autodesk (http://www.autodesk.ru/products/autocad/free-trial), с программами компании Graphisoft (http://www.graphisoft.ru/downloads/) и др. Однако, для того, чтобы это определить, Вам придется скачать демонстрационную версию программы и изучить лицензионное соглашение, демонстрируемое во время ее установки.
И в данном случае, эксперт либо имеет умысел на заведомо ложное заключение, либо не является экспертом, так как не в состоянии при проведении экспертизы проделать элементарные действия. А сама экспертиза все так же противоречит статье 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», о чем было указано выше.
Опять же, замечания на экспертизу Вы можете написать самостоятельно, с приложением скриншотов установщика, с распечатанным лицензионным соглашением, однако, я рекомендую все же к замечаниям прикладывать рецензию, выполненную экспертом.
В случае, если следствие всё же не прислушалась к Вашим доводам, у Вас будут существенные основания для заявления ходатайства в суде о возвращении уголовного дела прокурору на основании п. 1 ч.1 ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Добавлено: 12:17 18.11.2016
Итак, эксперт Нигматуллин Руслан Рашидович:
17.10.2016 года в Преображенском районном суде г. Москвы состоялся допрос эксперта Нигматуллина Руслана Рашидовича. Все нижеописанное установлено в ходе его допроса.
Данный человек по состоянию на 17.10.2916 года в экспертном учреждении уже не работает и экспертизы не проводит.
Имеет диплом бакалавра по специальности информатика и вычислительная техника. Диплом выдан в июне 2015 года. Каких либо специальных познаний в области оценки и (или) товароведения не имеет.
Имеющееся в экспертизе указание на стоимость программного обеспечения приведено только потому, что эти цены в каком-то виде имелись в экспертном учреждении. При этом, так как эксперту не известно, на какой период времени эти цены, а также в виду отсутствия у него вышеуказанных специальных познаний, приведенные в экспертизе цены на программное обеспечение не являются достоверными сведениями об их розничной стоимости.
Стоит отметить, что в качестве подготовки к этому судебному заседанию было найдено постановление 1-го ААС от 19 апреля 2016 года по делу № А43-32957/2014, согласно которому ПОСЛЕДНИЙ Справочник цен на лицензионное программное обеспечение был издан в сентябре 2014 года. То есть, даже если стоимость конкретной устаревшей версии программы брать из него (для целей ст. 146 УК РФ), то данная стоимость должна быть в соответствии с оценочными методиками скорректирована на более позднюю соответствующую дату. Хотя, как уже неоднократно говорилось, данный справочник не может являться источником для определения розничной стоимости.