Хотя уже имеются и новые правила, которые успешно (или не очень) применяются, но и оспаривание кадастровой стоимости по старым правилам до сих пор актуально. А еще больше актуально незнание (или нежелание применять) то, что изучали на первом курсе юрфака — Теорию государства и права. Сейчас вот пишу апелляционную жалобу на основании этих положений. 

ИТАК:

Согласно п. 4 ч.2 ст. 246 КАС РФ, к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости.

В учебнике, предназначенном для студентов первого и последующих годов обучения по дисциплине «Теория государства и права» — Теория государства и права: курс лекций / под ред. В. В. Гриба, В. Ю. Панченко. — Москва: Проспект, 2023, указано (страница 231):

Виды норм права. Классификация правовых норм позволяет четче обозначить их место и роль в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы,которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы,которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воз действия на поведение личности)

 Следовательно, для выполнения общей нормы, предусмотренной КАС РФ, необходимо выполнение специальной нормы, предусмотренной Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Далее, существует общая норма, предусмотренная ч.1 ст. 77 КАС РФ, согласно которой, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

При этом, также из студенческого курса «Теория государства и права» (Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. Стр. 279). всем известен пример коллизионной темпоральной нормы, что при всех видах конкуренции общей и специальной норм lex spesialis derogat generali (специальный закон отменяет действие закона общего).

Следовательно, так, как отчет об оценке – обязательный документ, для рассмотрения дела об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, а нормы, касающиеся оценки, как указывалось выше, специальные — регулируемые Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то экспертиза отчета об оценке также должна проводиться на основании специальной нормы – ст. 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Именно поэтому Приказ Минюста России от 20.04.2023 N 72 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России», изданный во исполнение статьи 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не содержит такого рода (вида) экспертиз, как оценочные.

Таким образом, суд при вынесении определения о назначении судебной оценочной экспертизы отчета об оценке, назначив ее в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, уже нарушил вышеуказанные нормы КАС РФ, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Далее, определение суда о назначении судебной оценочной экспертизы является, в соответствии с ч.1 ст. 198 КАС РФ является судебным актом.

В соответствие со ст. 19 Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основанием производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, вступившее в законную силу. А в соответствии с ч.1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) обязательны для всех и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Тут также стоит обратиться к студенческой дисциплине «Теория государства и права». В частности, на стр. 445-446 учебника Теория государства и права: курс лекций / под ред. В. В. Гриба, В. Ю. Панченко. — Москва: Проспект, 2023, указано: «Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.
Однако подобный тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности.
Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.
Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены, а все остальные действия запрещены».

 Из совокупности вышеприведенных теории и законодательства следует, что ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (как, впрочем, и любому другому экспертному учреждению) не позволяется менять род (вид) как предусмотренной законом, так и назначенной судом экспертизы.

Вместе с тем, во вводной части Заключения эксперта указано

Отмечается, что согласно Приказу Минюста России от 27.12.2012 № 237 (в ред. от 19.09.2017) «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в учреждениях Минюста России проведение исследований, определенных вопросом в определении суда осуществляется в рамках производства строительно-технической экспертизы.

На основании изложенного, данная экспертиза здесь и далее именуется как строительно-техническая экспертиза».

То есть эксперт вопреки действующему законодательству самостоятельно изменил род (вид) назначенной судом экспертизы, что недопустимо.

 Тут также следует отметить сказать о принципе единообразия судебной практики. В своем Постановлении от 23.12.2013 N 29-П, Конституционный Суд РФ, отметил, что требование единства практики применения норм законодательства всеми судами обусловливается балансом закрепленных Конституцией РФ принципов независимости судей при осуществлении правосудия (ч. 1 ст. 120), верховенства Конституции РФ и федеральных законов в российской правовой системе, а также равенства всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 15, ч. 1 ст. 19).

Принцип единообразия судебной практики важен тем, что в данному случае в соответствии с п. 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости, может считаться допустимым доказательством только в том случае, когда оно выполнено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов.

Следовательно, в случае, если необходима оценка рыночной стоимости, то даже в случае назначения судебной экспертизы, экспертом оценка рыночной стоимости должна проводиться с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Ст. 15, 21 — 21.2 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит требования к наличию у оценщика образования по программе Оценка стоимости предприятия (бизнеса), наличию членства в СРО и квалификационного аттестата по соответствующему направлению оценки.

Аналогичный вывод сделан и Первым апелляционным судом общей юрисдикции в Определении от 25.08.2020 по делу № 66а-3792/2020, в котором суд также указал на недопустимость нарушения законодательства об оценочной деятельности в процессе производства судебных экспертиз.

Как видно из заключения эксперта ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, эксперт ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России имеет экспертную специальность 16.2 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения рыночной и иной стоимости», прошедшей курсы повышения квалификации «Организационные и методические проблемы судебно-экспертного исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения их рыночной и иной стоимости», стаж работы по указанной экспертной специальности с 2022 года.

Из этого однозначно следует, что, с учетом вышеизложенного, эксперт вышел за пределы своей компетенции и при этом нарушил ст. 85 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которой, в случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение, так как в данном случае, оценочная экспертиза (экспертиза представленного в суд отчета об оценке рыночной стоимости) и строительно-техническая экспертиза хотя и могут проводиться «в целях определения рыночной стоимости», но опираются на совершенно иную отрасль специальных знаний и потому строительно-технические экспертизы не охватывают собой оценочные экспертизы, для которых требуются иные квалификация и компетенция.

Об этом даже указал Верховный суд РФ (к вопросу о единообразии судебной практики) в своем решении от 24 марта 2023 г. по делу № АКПИ22-93 об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями»: «В связи с этим оспариваемые положения Перечня не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение её проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами, что также подтверждается пояснениями представителей Правительства Российской Федерации в судебном заседании и их письменными возражениями.

Оспариваемые административными истцами положения относятся к судебно-экспертной деятельности в рамках судебных строительно-технической и землеустроительной экспертиз и не могут рассматриваться как создающие дискриминационные условия для осуществления оценочной деятельности, в том числе в рамках проведения судебной оценочной экспертизы».

 Следует отметить, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» хоть и является специальным нормативным актом по отношению к Федеральному закону от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», но:

во-первых, по своей юридической силе стоит ниже Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

во-вторых, является именно распоряжением, а не постановлением, что в свою очередь говорит о следующем: «Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления Правительства РФ, как правило, имеют нормативный, а распоряжения — как правило, индивидуальный, право применительный характер» (Теория государства и права: курс лекций / под ред. В. В. Гриба, В. Ю. Панченко. — Москва: Проспект, 2023. Стр. 247);

в-третьих, по кругу лиц указанное распоряжение действует на государственных судебных экспертов и государственно судебно-экспертные организации. Данное распоряжение, как и ст. 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в силу ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, не распространяется.

И несмотря на то, что в настоящее время Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» не действует, а вместо него действующим является Приказ Минюста России от 20.04.2023 N 72 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России», все вышеописанное, а в особенности незыблемые положения теории государства и права, актуально и в настоящее время.

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Климушкин Владислав, markelov, Кудусов Фаниль, Назаров Олег, Немцев Дмитрий, Петров Станислав, Чечеткина Ксения
  • 06 Ноября 2023, 18:38 #

    Уважаемый Игорь Олегович, спасибо за статью, очень полезно, добавил в избранное.

    +4
    • 06 Ноября 2023, 19:36 #

      Уважаемый Дмитрий Борисович, пожалуйста! Надеюсь, принесет Вам практическую пользу.

      +3
      • 07 Ноября 2023, 06:18 #

        Уважаемый Игорь Олегович, въедливо и аргументированно. Браво! Хорошая работа юриста. Но на учебник я бы не ссылался. Надеюсь, в процессуальных документах таких ссылок нет?

        +2
        • 07 Ноября 2023, 10:59 #

          Уважаемый Олег Вениаминович, мне в коллегии мои старшие коллеги тоже неоднократно давали этот совет, и ранее я ему всегда следовал. Но сейчас время есть, и я буду много думать об этом. Тем более, что в последнее время я купил несколько разных учебников по теории, и заметил, что освещение основ права везде разное, где-то одной теме не уделили внимание, где-то другой. Академический курс МГУ 2000 года, например, меня вообще полностью разочаровал. А люди-то учились только по одному из существующих учебников…

          +3
          • 08 Ноября 2023, 08:30 #

            Уважаемый Игорь Олегович, в одном деле, где истец напрочь не понимал отличий буквального толкования от системного, причем, истец сам же полез в эти дебри и пытался этим бравировать, мне пришлось сослаться на учебник ТГП под редакцией Марченко М.Н. На этом тему закрыли. Если применять учебники точечно и дозировано, то от этого только польза.

            +2
            • 08 Ноября 2023, 09:37 #

              Уважаемый Станислав Георгиевич, полностью с Вами согласен.

              +1
          • 09 Ноября 2023, 07:14 #

            Уважаемый Игорь Олегович, если есть стремление заниматься наукой — в добрый путь:)

            0
            • 09 Ноября 2023, 18:08 #

              Уважаемый Олег Вениаминович, ученых правоведов и без меня немало. Наука здесь не при чем. Элементарный пример из математики не  решить, не зная теории.

              0
  • 07 Ноября 2023, 15:33 #

    Уважаемый Игорь Олегович, какая интересная публикация, соотношение теоретических знаний и реального правоприменения, однозначно в избранное. Благодарю за опыт!

    +5
    • 08 Ноября 2023, 09:38 #

      Уважаемая Ксения Евгеньевна, спасибо Вам за теплые слова.

      +2
  • 07 Ноября 2023, 18:45 #

    Уважаемый Игорь Олегович, спасибо!
    Недавно эксперт, привлечённый по делу в связи с определением рыночной стоимости объектов недвижимости, заявил в суде, что-де Закон «Об оценочной деятельности» не распространяется на судебные экспертизы, а потому стандарты ФСО для него не писаны… (продолжение этой фразу, полагаю, известно) и соблюдать их — не обязана. 
    Вы добавили мне аргументов в копилку для опровержения подобных доводов. 

    И спасибо за применение теории права, а то тут вот спор был и есть…

    +5
    • 08 Ноября 2023, 09:41 #

      Уважаемый Владислав Александрович, очень надеюсь, что мои доводы Вам в процессе помогут. Нужно общими усилиями как-то возвращать правоприменение в правовое русло.

      +2
      • 09 Ноября 2023, 10:13 #

        Уважаемый Игорь Олегович, присоединяйтесь к нам, скромным смотрителем за руслом, распределителем воды, которые тоже не прочь лить воду... (giggle)

        +1
        • 09 Ноября 2023, 18:02 #

          Уважаемый Владислав Александрович, не совсем понял Ваш комментарий? Или Вы считаете, что мы зря посещали университет, и как говорил В.И. Ленин: «Право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов», а нам с этим надо смириться и забыть всё, чему нас учили? Так даже по мнению Ленина, воля должна быть возведена в закон, что не предполагает произвольное, в зависимости от обстоятельств, его (закона) трактование кем-либо.

          +1
          • 09 Ноября 2023, 19:10 #

            Уважаемый Игорь Олегович, это шутка к тому, что и я, и все мы, конечно, работаем в целях соответствия правоприменения Закону и праву.
            Что касается Ленина, то многие его цитируют, но, на мой взгляд, это неверно. Чтобы понять о чём он писал нужно прочесть статьи Карла Маркса в Рейнской газете, написанные по поводу дебатов в местном лангхстаге. 
            Ленин прекрасно понимал, необходимость правильного правоприменения. Он писал, что «Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик?»
            Но, несомненно, настаивал на диктатуре пролетариата и полагал, что правящий авангард общества — пролетариат не может подвергаться никакому контролю.
            То есть, трагедия в том, что Ленин понимал необходимость законности, но отвергал реальные механизмы, которые её обеспечивают.
            Продолжение этой трагедии то, что происходит сейчас.

            +1
            • 09 Ноября 2023, 21:18 #

              Уважаемый Владислав Александрович, не совсем согласен с тем, что сейчас — продолжение. Был ведь период с момента распада СССР, когда закон толковался (в большей степени) буквально и без разночтений. Соблюдался или не соблюдался — это уже другой вопрос, но никто нигде не писал, что сторона защиты неправильно трактует слово «белое» в законе...

              +1
    • 07 Ноября 2023, 21:27 #

      Уважаемый Игорь Олегович, я, бывало, пользовался учебниками по уголовному праву при подготовке жалоб. Но вот до учебника по ТГП руки у меня еще не доходили (giggle)

      +4
      • 08 Ноября 2023, 09:44 #

        Уважаемый Фаниль Рафисович, вот я тоже раньше не думал, что придется к таким методам прибегать.

        +1

    Да 17 17

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Актуальность предмета "Теория государства и права" применительно к установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной "по старым правилам"» 3 звезд из 5 на основе 17 оценок.
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации