Около года тому назад на Праворубе была опубликована моя статья «Дырявая» экспертиза» — Праворуб: «Дырявая» экспертиза., посвященная делу о незаконном обороте наркотиков. Этому же делу была посвящена другая моя статья «Прокурор дает надежду» — Праворуб: Прокурор дает надежду
Дело закончено. Теперь, после апелляции, где прокуратура отказалась от собственного представления, можно сказать, что результат положительный. Из шести вменяемых эпизодов сбыта, моего подзащитного оправдали по пяти. По последнему переквалифицировали на хранение без цели сбыта, назначили 4 года лишения свободы, из которых 3 года и 11 месяцев он уже отсидел.
Подзащитный доволен, следовательно, и я имею право считать свой труд ненапрасным.
Можно было бы и забыть про это дело, поставить адвокатское производство в архив. Но определенные события не позволяют мне этого сделать.
Во-первых, мои публикации привлекли к себе много внимания, мне часто звонят и просят пояснений по тому или иному освещенному мной аспекту. Причем звонят те, кто не имеет возможности прочитать прикрепленные к статьям документы, это родственники подсудимых, общественные защитники, а также те, кого привлекают к уголовной ответственности за аналогичные преступления.
Хотя Праворуб и ориентирован на профессиональных адвокатов, он посещается огромной массой людей интересующихся, ищущих. Для многих из них ресурс является отличным подспорьем в зачастую неравной борьбе за свои права. В этой связи сложно переоценить просветительское значение Праворуба. Я же считаю, что мы, отечественные юристы, должны полагать цель просвещения наипервейшей.
Знание это единственная и естественная сила против липкого мрака подлости нашего российского кривосудия. Я проанализировал вопросы, которые мне часто задают в связи с указанными публикациями и пришел к выводу о необходимости более глубокого исследования процесса назначения, производства и исследования экспертиз в его практическом аспекте.
Не претендуя на академизм, я, напротив, ставлю своей целью охватить вниманием лишь наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается сторона защиты. При этом, я хочу сделать текст, пригодный для восприятия любым посетителем Праворуба.
По моему замыслу, это будет серия из 5-6 статей, небольших по объему, которые я намерен в короткий промежуток времени предложить для публикации на Праворубе.
Очень надеюсь, что статьи будут интересны и кому-нибудь да и помогут.
Актуальность моему намерению придает недавний случай с «пьяным мальчиком» — https://pust-govoryat.su/...nogo-malchika-izbalashihi.html и доклад Генеральной прокуратуры о проблемах в отечественной экспертной деятельности https://genproc.gov.ru/smi/news/news-1119923/.
Эти события свидетельствуют, что экспертизы у нас делают из рук вон плохо и это не мы, адвокаты придумали, а объективно так.
Итак, что такое экспертиза по уголовному делу вообще и экспертиза наркотиков в частности.
Экспертиза по уголовному делу назначается довольно часто. Это обусловлено тем, что познаний в области юриспруденции бывает явно не достаточно для оценки того или иного события, ставшего предметом уголовного разбирательства. Телесные повреждения требуют оценки по медицинским критериям, оценка материального ущерба требует специальных познаний специалиста по оценочной деятельности и так далее. Исследование же наркотических средств может потребовать знаний в области химии, а, зачастую, и в области биологии, ботаники, физики. Вот для определения вида наркотика, для того, чтобы вообще вещество признать наркотиком, для определения степени влияния его на организм человека, по делам о незаконном обороте наркотических средств всегда назначают производство судебной химической экспертизы.
Лицо, назначающее экспертизу, издает ответствующее постановление, в котором наиболее важным является формулировка поставленных вопросов.
Вообще, судебные экспертизы помогают исследовать огромный круг вопросов, следовательно, процесс назначения экспертизы процесс весьма творческий и увлекательный. Но, так как, в подавляющем большинстве, по делам о наркотиках, уголовно-правовой интерес довольно узок, то поставленные вопросы давно приобрели стандартный характер и сводятся к установлению вещества и его веса. В зависимости от фабулы дела, могут ставиться вопросы, требующие познания в биологии и (или) в ботанике. В этом случае, экспертиза может носить комиссионный или комплексный характер.
Одновременно определяется место проведения экспертизы.
После издания, с постановлением обязаны ознакомить привлекаемое к ответственности лицо и его защитника. Важным моментом является ознакомление именно до производства экспертизы, так как у стороны защиты имеется право на постановку дополнительных вопросов и на отвод эксперту.
Следователи нередко не придают значения обязанности заблаговременного ознакомления с постановлением о назначении экспертизы, чем грубо нарушают не только установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок, но и права стороны защиты. Очевидно, что после фактического проведения экспертизы, смысл постановки дополнительных вопросов и заявление отвода эксперту отсутствует. Однако, если следователь допустил подобное нарушение, указать в протоколе ознакомления на наличие у стороны защиты дополнительных вопросов будет тактически совершенно правильным.
Так как подавляющее большинство возбужденных уголовных дел будет направлено в суд, то для стороны защиты важно обеспечить себе возможность заявлять в суде о нарушении права на защиту, указывая, что нарушено право на постановку дополнительных вопросов. Если дополнительные вопросы при таких обстоятельствах не будут сформулированы, то всегда есть вероятность нарваться на вывод суда о фактическом отсутствии нарушения, так как позднее ознакомление с постановлением о назначении экспертизы никак не повлияло на защиту: «Ведь у вас все равно никаких вопросов, помимо поставленных следователем, не было». А раз нам не известно до поры, что хранит у себя в папочке следователь, есть ли у него уже готовое заключение, то правильно какой-нибудь вопрос дополнительный все-таки сформулировать.
Также важно обращать внимание на перечень предметов, передаваемых эксперту для производства экспертизы. Обязательным условием является легитимное происхождение этих предметов в уголовном деле. В некоторых случаях целесообразно требовать осмотра предметов и изучить процессуальные документы, связанные с их обретением следователем.
Резюмируя этап назначения судебной экспертизы, следует обратить внимание, что практически любая активность стороны защиты воспринимается стороной обвинения как покушение на священное право обвинять. Но нас не должно смущать ложное понимание целей и задач уголовного судопроизводства. Отстаивать свои права нужно последовательно и непреклонно.
В следующей статье я расскажу, как читать готовую экспертизу.