Согласно общедоступной информации, никакого судебного решения, по которому распространенные С.Жориным сведения были бы признаны не соответствующими действительности, не существует. К подобному выводу пришла лишь комиссия Совета судей Краснодарского края. При всем уважении к этому органу, его суждения не являются обязательными ни для кого, помимо членов самого судейского сообщества.
И даже предположение о том, что к подобного рода решению будет вправе прийти Квалификационная комиссия АП г.Москвы, для меня более чем сомнительно. По моему убеждению, такой вывод может быть сделан только судом по результатам рассмотрения иска по правилам ст. 152 ГК РФ.
Именно с судебным решением на руках (если вопрос исчерпывается проблемой достоверности распространенных адвокатом сведений и их отнесения к разряду порочащих честь и достоинство) могли прийти в компетентные адвокатские органы обиженные в лучших чувствах любители широких застолий.
При этом я хорошо понимаю семантическое различие понятий «недостоверный» и «не соответствующий действительности». Но даже утверждение о ненадежности, сомнительности и маловероятности распространенной коллегой информации, в контексте требования о даче этим действиям оценки, является, по моему убеждению, недопустимым вплоть до того момента, когда к подобным выводам придет компетентный орган.
А вообще говоря, обращение президента ФПА в АП г. Москвы стало возможным исключительно в связи с внесением последних поправок в КПЭА, согласно которым допускается дисциплинарное преследование адвоката за действия, не связанные с его профессиональной деятельностью. Думаю, мое негативное отношение к ряду последних поправок КПЭА известно. Поэтому не буду повторять тезисы о их незаконности.
Напомню лишь, что я несколько лет пытался убедить «голосующих коллег» в том, что с принятием таких поправок руководство ФПА просто не будет в состоянии противостоять давлению, условно говоря, «государства», у которого, по естественным причинам, существует интерес к обузданию «чрезмерной» социальной активности представителей одной из наиболее «продвинутых» страт общества (да и всегда-ли оно захочет этому противостоять?). А попутно – к выдавливанию из профессии «излишне принципиальных» адвокатов.
Произошедшее – прекрасное тому подтверждение. Не успело прийти в ФПА сообщение, как распространенные адвокатом сведения стали именоваться его руководством «недостоверными».
Я уже не говорю об абсурдности ситуации в ее незамутненном виде, когда квалификационная комиссия профессионального сообщества адвокатов должна, по всей видимости, выступить в качестве квазисудебной инстанции, призванной оценить достоверность высказываний С.Жорина (в т.ч. о стоимости и источниках финансирования скандальной свадьбы).
Что до действий адвоката С.Жорина, то я, как минимум, солидаризируюсь с его позицией о предельной аморальности выставления напоказ всей этой гламурщины в обрамлении Брежневых, Кобзонов и Басковых с Меладзе. И это не центральный вопрос – на чьи деньги. Центральный – кто шикует. Посмотрите на эти широко (и, явно, не только с подачи адвоката Жорина) разошедшиеся по Интернету фотографии и ролики. Как минимум – новорусская безвкусица.
А какие чувства должны испытывать в связи со всем этим лукулловым пиром обычные граждане? Те самые, что на двадцать тысяч в месяц. Так сказать, рядовые пользователи судебных услуг. А ведь этика существует не только для адвокатов. С этой точки зрения мне симпатично суждение председателя Совета судей Краснодарского края В.Кисляка, назвавшего позицию адвоката «заслуживающей уважения».
Итак, речь идет о свободе выражения мнения и распространения информации как атрибутах демократического общества. И, соответственно, о праве профессиональной корпорации ограничивать эти свободы своих членов.
Увы, произошедшее было ожидаемо. Вот цитата из выступления Ю.С.Пилипенко на последнем Всероссийском съезде адвокатов:
«На каждый роток не накинешь платок, но, может быть, стоит потихонечку ориентировать адвокатское сообщество, что свобода в той жизни не самое главное»?
Это для кого как, уважаемый Юрий Сергеевич. По мне, так само существование в нашей профессии людей с подобным отношением к свободе явилось бы форменным недоразумением.
Д.Талантов, Президент АП Удмуртской Республики, Первый вице-президент Гильдии Российских адвокатов.