Квинт Гораций Флакк: «Что значит законы без нравов, что значит нравы без веры».
 
С момента возникновения института адвокатуры он подвергается жесточайшей критике и обвинениям в аморальности и безнравственности со стороны отдельных представителей общества.

Достоевский Ф.: «Адвокат — обреченный на бессовестность человек».

Ленин В.И.: «Адвокатов  необходимо брать в ежовые рукавицы, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает».

Адвокатов называют высокооплачиваемыми  проститутками интеллектуального труда, проданной совестью и т.д.
В настоящее время критика не ослабевает, в связи с чем возникает необходимость осмысления  фундаментального родника человеческих знаний и первого писанного свода этических норм в истории человечества  на предмет проверки соответствия адвокатской деятельности Библейским  канонам.

К сожалению, в Библии нет ни одного слова об адвокатах и адвокатской деятельности, поскольку  в то время  особого сословия адвокатов не было. Вместе с тем,  мы  в ней видим ростки института адвокатуры.
Суд и защита, согласно Библии, действуют синхронно, отсутствие действенности суда приравнивается к отсутствию защищенности каждого и всех: «Господь увидел это, и противно было очам его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника» (Ис 59.15–16).
 
Анализируя  Ветхий Завет, находится  множество адвокатских истин, которые восприняты действующим законодательством. Давайте рассмотрим  основные  библейские  постулаты, которые прямо или опосредованно  касаются адвокатской  деятельности:
 
 «Научитесь  делать добро, — говорится в книге пророка Исайи, — ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». Книги Священного Писания Ветхого Завета. Изд. Московской патриархии.М.1990.с.681.

В унисон  сказанному мы находим в  законодательстве об адвокатуре нормы об обязательном участии защитника в уголовном судопроизводстве, об оказании бесплатной юридической помощи, о невозможности для адвоката отказаться от принятой на себя защиты (п. 6, ч. 4, ст. 6 Закона, ч. 7 ст. 49 УПК РФ) и ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (случаи оказания юридической помощи гражданам РФ бесплатно)

В соответствии со ст.15 КПЭА: «Адвокат обязан участвовать лично или материально в оказании юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда в порядке, определяемом адвокатской палатой субъекта Российской Федерации».
Адвокаты в своей повседневной деятельности достаточно часто оказывают квалифицированную юридическую помощь бесплатно. Однако об этих многочисленных фактах обществу не всегда становится известно.
 
«Не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя».
Предостережение о том, чтобы не давать повода для проклятий, актуальны и для некоторых адвокатов нашего времени, которые  в следственно-оперативных интересах предают позиции  своих подзащитных, чем заслуживают крайне негативной оценки своих клиентов и их родственников.
 
«Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы; того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Пр. 24. 23-35).
«Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного».
«Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Богом»
Старый завет соответствует требованиям ст. 297 УПК РФ о том, что приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым. Данные библейские требования  относятся  к деятельности судей и прокуроров.
 
Проблемным  выглядит для  адвокатов тезис Библии о том, что оправдывающий нечестивого – мерзость перед богом, поскольку  защитник  обязан доказывать невиновность своего подзащитного, когда тот вину не признает и не вправе занимать позицию вопреки воле доверителя в силу ст. 6 ч. 4 п. 3 Закона «Об адвокатской деятельности адвокатуре  в РФ». Примеры таких «прегрешений» встречаются  достаточно часто в нашей практике, хрестоматийным  в этом  отношении является  фильм «Адвокат  дьявола», где  успешный адвокат добивался  оправданий в отношении откровенных мерзавцев  и  негодяев.

 Как в таком  случае выполнить свои профессиональные обязанности и не согрешить?

1. Изучив обстоятельства дела и поняв, что имеются  моральные  препятствия  для осуществления  защиты, адвокат имеет возможность не принимать на себя защиту данного лица (если это не дело по назначению). Кстати, также поступили адвокаты, отказавшиеся защищать Кулаева, участвовавшего в нападении на  школу  в г. Беслане.

2. Нередко адвокат, принимая  поручение на защиту своего доверителя  не в состоянии определить для себя, виновен его подзащитный или нет. Бывает не очевидной и сомнительной виновность лица даже тогда, когда имеются какие-то доказательства. Поэтому принцип презумпции невиновности  в данном  случае  обязателен и для адвоката-защитника.
По смыслу Библии, мерзость перед богом – это оправдание заведомо виновного. В такой ситуации, когда виновность доверителя  не вызывает никаких сомнений и возможности для эффективной защиты исчерпаны, адвокат имеет возможность постараться убедить своего подзащитного покаяться, признав вину, рассчитывая на смягчение при назначении наказания. Если же обвиняемый занимает непреклонную позицию, то адвокат вынужден доказывать его невиновность, при этом снимая с себя  моральную ответственность за выбранную не им позицию.

3. Необходимо иметь ввиду еще один важный момент: требование Библии не оправдывать нечестивого адресуется непосредственно к судьям, а не к адвокатам. Если подсудимый виновен в совершении преступления и обвинением представлены достоверные и допустимые доказательства, то независимо от того, как его защищает адвокат, профессиональный судья вынесен обвинительный приговор. Адвокат в силу своего профессионального предназначения может защищать заведомо виновного, но окончательную судьбу подсудимого решает не адвокат, а судья (суд, присяжные заседатели), а законность и обоснованность вынесенного судебного решения проверяют кассационный суд и надзорный суд.
 
Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Притч. 28,13
Представляется  важным ч. 1 ст. 10 Кодекса профессиональной этики, ограничивающая позицию обвиняемого для адвоката: «Закон и нравственность в профессии адвоката  выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания  доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом».

Адвокаты в своей практической деятельности  нередко убеждают своих подзащитных покаяться, признав вину, дабы в дальнейшем просить суд применить при назначении наказания положения ст. 64 УК РФ, ст. 73 УК РФ. С недавнего времени появляется возможность заключения с прокурором досудебного соглашения о сотрудничестве.

К сожалению, квалификационным комиссиям известны многочисленные факты, когда адвокаты уговаривают своих подзащитных признать вину не из моральных соображений, а по просьбе следственно-оперативных сотрудников и в угоду их интересам.
 
Старый завет содержит императивные процессуальные предписания.
 «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». «Не делай неправды в суде» (лев.19.11.13, 15).
  «Мерзок  пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий  неправду». ( Вт. 26.16).
 Наиболееактуальная темадля адвокатов. Некоторые из наших коллег ради достижения положительного результата инициируют дачу заведомо ложных показаний свидетелями защиты и подзащитными.
Тем хуже, когда такая ложь направлена против невиновного человека.
Чаще адвокаты равнодушно относятся ко лжи, исходящей от участников судопроизводства со своей стороны, не пресекая ее, считая  такую ложь нормальным средством  в арсенале состязательной борьбы.
Вообще  ложь малая или  большая  свойственна человеку.
А.Ф.Кони писал: «Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом,
Он говорит не то, что думает — это ложь по отношению другим.
Он думает не то, что чувствует — это ложь по отношению к себе,
И, наконец, он впадает в ложь в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует».
(Кони А.Ф. Избранные  произведения. с.65-67)
 
К сожалению, требование Старого Завета: «Не делай неправды в суде» остается для нашего адвокатского сословия невыполнимым. Действительно, сложно  добиться по делу  положительного результата в случае, если  говорить исключительно правду.
Однако адвокаты, имеющие устойчивые моральные принципы, находят  некий компромисс  между Библией и Кодексом профессиональной  этики адвоката, не допуская лжи, связанной с заведомым оговором невиновного  и допуская  ложь своим подзащитным в том случае, если  этого требуют интересы восстановления справедливости, находясь в так называемом состоянии крайней необходимости, предотвращая, таким образом, больший вред.

Например, гражданин, приобретая на рынке компьютер, возможно и догадался из-за дешевой цены и странного поведения продавца, что  компьютер ворованный. При допросе же пояснил, что он не знал о происхождении компьютера, убеждая следователя в добросовестности приобретения. Он мог бы сказать правду и в таком случае был бы привлечен к уголовной ответственности по ст. 175 УК РФ и суд мог лишить  его свободы, а жену и малолетних детей  оставил бы без кормильца, мужа и отца. Потерпевшему же компьютер все равно вернули независимо от показаний обвиняемого и от того, что ему посоветовал адвокат.
 
  «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды». (Исх. 23.1-3)
Статья 75 УПК РФ не позволяет ссылаться на показания, основанные на догадке предположении и слухе, а также, когда свидетель не может указать источник своей осведомленности. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании анонимного заявления. Соответственно ссылки на слухи не только недопустимы законом, но не позволительны Библией.
Данный тезис Библии – это первая ссылка на недопустимое доказательство в истории человечества.
 
 Горе, замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающих злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила!  (глава 2 Книги Пророка Михея).
 Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Книга Пророка Михея глава 7
 «Горе тому, кто без меры обогащает себя  не своим,- на долго ли? и обременяет себя залогами».Книга Пророка Аввакума  глава 222 »
В Библии мудро говорится: “Ибо корень всех зол есть сребролюбие” (1Тим.6:10).
И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. (глава 53)
Совокупность изложенных библейских истин касается преимущественно должностных лиц, однако не только их, а всех тех, кто обогащает себя не своим. Квалификационным комиссиям адвокатских палат  хорошо известны многочисленные факты безмерных обогащений совершенные адвокатами.
 
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой. Притч.27,2
И.А. Крылов в своей басне «Две бочки» пишет:
 «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том верно, мало толку».
В соответствии с ч. 1 ст. 17 КПЭА: «Информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:
1) оценочных характеристик адвоката;
2) отзывов других лиц о работе адвоката;
3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов».
К сожалению, не все адвокаты соблюдают требования Кодекса профессиональной этики адвоката и соответственно Библии.
 
Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-- нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трёх свидетелей состоится [всякое] дело. Втор.19,15-  адвокаты, защищая своих подзащитных, последовательно указывают суду на недостаточность доказательств, когда в их основе показания только одного человека.
В соответствии с ч. 4 ст. 302 УПК РФ: «Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств».
 
Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твоё не отойдет от тебя. Притч. 25,9 — нормы об адвокатской тайне.
Важный тезис Библии – предвестник адвокатской тайны.
Согласно ст. 6 КПЭА: «Доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении профессиональной тайны… Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени».
 
Любовь не делает ближнему зла; и так любовь есть исполнение закона. Рим.13,10
Важному тезису Библии вторит Ф. Плевако: «Не с ненавистью судите, а с любовью судите, если хотите правды».
К сожалению, мы сегодня наблюдаем в Российских судах усиление уголовного наказания. Отчасти это связано с последствиями объявленной властью войной с коррупцией, отчасти  с наступлением на независимость судебной власти. Напуганная и лишенная былых привилегий в целях собственной безопасности судебная власть склонна назначать суровые наказания, дабы избежать какой-либо критики в тенденциозности.
 
Новый Завет усилиями Иисуса Христа развивает известные истины и открывает новые ориентиры в адвокатской профессии.
 
Иисус Христос, обличая правосудие, предлагал спорящим всегда искать согласия между собою, идти на мировую, прежде чем идти в суд, чтобы «судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу».
«Блажены миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
Самую великую мысль  говорит Иисус в своей Нагорной проповеди:
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного Мф.5,44-45
 
Очень важно, что в ч. 2 ст. 7 Кодекса Профессиональной этики адвоката записано: «Предупреждение  судебных споров является  составной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат заботится об устранении всего, что препятствует  мировому соглашению».
Именно адвокатами в судах заявляются ходатайства о прекращении уголовных дел на основании ст. 25 УПК РФ за примирением сторон, а предварительно принимаются все меры, направленные на примирение.

В связи с этим, мировотворческие действия  адвокатов, направленные на прекращение уголовных дел в связи с примирением сторон, — богоугодны. С одной стороны, примирение в суде исключает судимость и, как правило, с воодушевлением воспринимается подсудимыми, а с другой стороны, позволяет снимать человеческие антагонизмы, что принципиально важно для  христианства.
К сожалению, суды и прокуроры занимают противоречивые позиции при разрешении ходатайств о прекращении уголовных дел за примирением сторон,  оставляя удовлетворение таких ходатайств на свое усмотрение.
 
Иисус говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите. И найдете; стучите. И отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Для адвокатов данное предписание Нового завета актуально при обжаловании незаконных действий и решений должностных лиц.  Оно также согласуется и с ч. 4 ст. 13 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой адвокат обязан обжаловать приговор при наличии оснований к отмене или изменению приговора и в других случаях.
Слова Христа должны вселять оптимизм в адвокатов, уверенных в незаконности вынесенного судебного акта, в необходимости использовать все средства:  жаловаться  в вышестоящие  судебные  инстанции, а также  в Европейский  суд по правам человека.
 Далее  Иисус говорит: «Дорогу  осилит идущий».
 Можно сколько угодно жаловаться на несовершенство судебной системы и на некомпетентность некоторых судей, но отменить незаконное  судебное решение можно только путем активных процессуальных действий. Адвокаты России не раз убеждались в правильности этих слов, добиваясь побед в Европейском суде, пройдя длительный и тернистый путь внутригосударственной борьбы за права и свободы своих доверителей.
 
Иисус заявляет: «Не то, что входит в уста оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. А исходящее из уст – из сердца  исходит; сие оскверняет человека».
В речах — слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему. Сир.5,15
 
Данные слова Иисуса Христа актуальны для адвокатов, представителей самой публичной профессии, от слов адвоката зависит судьба его подзащитного, а также репутация самого защитника.
Эти слова  корреспондируют ч. 7 ст. 9 Кодекса, согласно которой  адвокат не вправе допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения.
А согласно ст. 12 Кодекса: «Участвуя или присутствуя на судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и другим участникам процесса, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушений прав последнего ходатайствовать об их устранении.
Возражая против действий судей и других участников процесса, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законом».
 
Так, адвокат, выступая в прениях в защиту лица, сломавшего челюсть потерпевшему и возражая против доводов обвинения о похудении потерпевшего в результате длительного лечения и невозможности нормального питания, заявил, что многие стремятся  к похудению и тратят на это большие деньги, а его подзащитный  оказывается  молодец, абсолютно бесплатно помог потерпевшему похудеть!? (сломав челюсть в результате избиения). Воистину, оскверняет человека то, что выходит из его уст!
И такие примеры  можно было продолжить.
 
Для тех, кто желает разбогатеть, примечателен диалог Иисуса с богатым человеком в Главе 10 п. 18., где его  спрашивают: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Знаешь, заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
 Он же сказал ему в ответ: Учитель! Все это сохранил я от юности моей.
 Иисус, взглянул на него, полюбил его и сказал ему: Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за мною, взяв крест.
Посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
«Не собирайте себе сокровищ на  земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».
 
Сегодня с трудом найдется такой человек, который  раздаст все свое богатство нищим, чтобы иметь сокровище на небесах либо не станет откладывать определенную денежную сумму для решения житейских проблем в будущем. Хотя практических последователей призыва Иисуса все-таки можно встретить, к примеру, самые богатые  люди планеты  Бил Гейтс и Уоррен Баффет официально объявили о передаче  подавляющей части своего состояния  на благотворительность
Интересен взгляд 28 президента США Вудро Вильсона на данную проблему: «Не забывайте, что «Отче наш» начинается  с просьбы о хлебе насущном. Трудно хвалить Господа и любить ближнего на пустой  желудок».
(Большая книга афоризмов. Москва. ЭКСМО.2004г.,  с.523)
Применительно  к  нашему  времени  слова Иисуса Христа  следовало бы понимать, как  соблюдение  умеренности в желании разбогатеть  и  обязательная  помощь  тем, кто в ней нуждается.
 
 Иисус говорит: «Дух господень на мне; ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». (п.18 Глава 4. От Луки).
Это совсем  близко к  нашей  деятельности.  Интересно, что Иисус не говорит о том, что освобождать необходимо непременно невиновных, он ведет речь об измученных. И в этом нет ничего удивительного, поскольку  даже виновный, согрешивший, имеет право на прощение со стороны  Господа. Закон также предусматривает применение ряда смягчающих процедур в отношении виновных, применение ст.ст. 64, 73 УК РФ, прекращение уголовных дел по не реабилитирующим основаниям и т.д.
Слова Христа  о  помощи  нищим находят свое проявление и в ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», говорящей о случаях оказания юридической помощи бесплатно.
 
Берегитесь лжепророков, которые  приходят к Вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете. Так всякое дерево доброе  приносит добрые плоды, а худое дерево  приносит худые плоды.
Квалификационным комиссиям известны сотни случаев, когда к задержанным по подозрению в совершении преступления, приходят адвокаты, показывают адвокатское удостоверение, заверяют в желании помочь, а  сами убеждают признать вину и сознаться в том преступлении, которое совершил другой, выполняя, таким образом, следственно-оперативный заказ. Такие защитники Иисусом  сравниваются  с волками в овечьей одежде. Он говорит, что таких людей можно узнать по плодам их, т.е. по поступкам.
 
 Примечателен так называемый суд против Иисуса.
«Пилат спросил его: Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился».
В ответ на выдвинутые  абсурдные и  бездоказательные  обвинения, Иисус молчал и ничего не отвечал, он не считал необходимым защищаться. Имеется мнение историков, согласно которому Иисус сознательно  приближал свою казнь, не противился ей, дабы принять самую яркую и мученическую смерть в жизни человеческой.
Между тем, поведение Иисуса Христа у Понтия Пилата есть классическая реализация права не свидетельствовать против себя, предусмотренная ст. 51 Конституции РФ. Это фундаментальное конституционное  право следовало бы знать наших коллегам тогда, когда они участвуют в формировании правовой позиции своих  подзащитных.
 
Библия сохранила для нас гениальную по своей логике и внутреннему убеждению, по своей простоте и выразительности, защитительную речь, которую по праву можно назвать венцом адвокатского искусства, — слово в защиту женщины, обвиненной книжниками и фарисеями в прелюбодеянии. Вспомните! «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то, и будучи обличаемые совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних, и остался один Иисус и женщина, стоящая посредине» (Евангелие от Иоанна, 8 1-11).
В  известном  библейском эпизоде Иисус  искусно исполнил роль адвоката-защитника, он не стал оправдывать очевидный грех женщины, но, одновременно взывая к совести пришедших, освободил ее от телесного наказания.

Иисус Христос в этом примечательном эпизоде показал всю значимость адвокатской профессии, и дал нам восхитительный пример, свидетельствующий о необходимости защиты человека, хотя бы и нарушившего Закон. (Нет сомнения в том, что по существовавшим законам Иудеи  эта женщина считалась преступницей).

Было бы справедливо, если бы слова  Иисуса:  «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» распространялись на судей, прокуроров и следователей, имеющих право принимать судьбоносные решения…
 
С седой древности и до наших дней многие выдающиеся мыслители, общественные и религиозные деятели выполняли благородную миссию защитника. История сохранила для нас имена талантливых адвокатов, чьи выступления в защиту обвиняемых, угнетаемых и обличаемых, обрели бессмертие, как яркие образцы ораторского искусства, как примеры беззаветного служения справедливости и истине. Как выясняется адвокатская деятельность сама по себе не аморальна, напротив, в ее фундаменте, как бы это не нравилось нашим критикам, лежат именно библейские принципы.
 
Нвер Гаспарян
адвокат Адвокатской палаты Ставропольского  края 

Да 20 22

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, shumilova, veronika, nazaroveb, Климушкин Владислав, Madlen, daevseev, tatarec
  • 17 Декабря 2010, 10:58 #

    Очень интересное и важное для каждого адвоката исследование соотношения современных профессиональных этических норм, и ключевых моральных ориентиров всего Человечества — того недостижимого идеала, к которому и нужно стремиться каждодневно, в каждом своем деле и поступке.

    Забота о хлебе насущном, не может, и не должна становиться самоцелью.
    Интересы Клиента, не могут быть принесены в жертву золотому тельцу, равно как и соображениям поддержания «хороших» отношений с судьями, прокурорами, следователями etc.

    Надеюсь, что не только адвокаты, но и другие, профессиональные участники судопроизводства прочтут эту статью, сделают правильные выводы, и смогут применить их в своей повседневной деятельности.

    +4
  • 17 Декабря 2010, 12:16 #

    Очень содержательная и интересная статья.
    Трудно, а порою невозможно оценить роль и значение адвокатской деятельности и адвоката, потому что жизнь, свобода и права человека есть бесценные понятия. Когда деятельность защитника приводит к торжеству справедливости и к установлению истины, когда устраняется судебная, а значит, непоправимая ошибка, только тогда возможно по достоинству определить значение адвокатской деятельности и самого адвоката.

    +4
  • 17 Декабря 2010, 12:54 #

    Статья замечательная. Можно сколько угодно жаловаться на несовершенство правоохранительной и судебной системы, на их должностных лиц, на незаконность принимаемых ими решений, но если ничего не делать, все останется на своих местах, поэтому деятельность защитника должна быть направлена на результат, а не в угоду интересам  третьих лиц.

    +3
  • 18 Декабря 2010, 00:41 #

    Статья уважаемого коллеги с трудом может претендовать на глубину осмысления взятой им темы. Для того чтобы прибегать к подобным исследованиям мало быть крещенным, надо знать и понимать священное писание, изучая первоисточники, а не анализировать цитаты, взятые, возможно, из какого-нибудь сборника афоризмов.
    ↓ Читать полностью ↓

    Ссылаясь на Библию, надо, по крайней мере, правильно указывать одну из ее составных частей — Ветхий Завет (не Старый). Проецирование приведенных и не всегда корректно истолкованных автором фрагментов Библейского текста на адвокатскую деятельность крайне поверхностно, искусственно и натянуто. Для человека невоцерковленного, не читающего священного писания, святоотеческих трудов, достаточно сложно воспринимать истинный смысл, например, тех же притч, которые нельзя понимать буквально.

    Несколько примеров. «Иисус говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите. И найдете; стучите. И отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». 


    Для адвокатов данное предписание Нового завета актуально при обжаловании незаконных действий и решений должностных лиц».


    Излагая понятия Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Матф.7:7). Как нужно понимать эти слова? Согласно богословским представлениям православия эта заповедь Спасителя завершает собой пояснение того, как людям можно достигнуть Царства Небесного. Многие люди, выслушав поучения Спасителя о том, как нужно жить, чтобы попасть в Царство Небесное, полагали, что соблюдение всех заповедей Христовых является тяжелым для исполнения делом. Даже ученики Спасителя, недоумевая, спрашивали: “Так кто же может спастись?” (Матф.19:25). Иисус Христос дал ответ на этот вопрос, сказав, что спасется тот человек, который будет соблюдать Его заповеди. И считать исполнение Его заповедей тяжким бременем, не надо. Так как “иго Мое благо, и бремя Мое легко”.

    «Иисус говорит: «Дух господень на мне; ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». (п.18 Глава 4. От Луки). Это совсем близко к нашей деятельности. Интересно, что Иисус не говорит о том, что освобождать необходимо непременно невиновных, он ведет речь об измученных».


    В данном случае речь идет не в прямом смысле об узниках, удерживаемых в темницах, которым Христос проповедовал освобождение, а об отречении народа от страстей. Пленные, слепые, измученные — здесь закосневшие в грехах, которым Господь проповедовал покаяние, чтобы обрести Царство Небесное. Сокрушенные сердцем — раскаявшиеся. Посмотрите псалом 50 (Псалтирь, либо любой молитвослов — включен в утренние молитвы): «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Когда мы поистине сокрушены пред Богом, нам даётся сила, которая восстанавливает разрушенное: сила, которая доставляет особый род славы и чести нашему Господу. Исцелять сокрушенных сердцем — принимать искреннее, истинное раскаяние, отпускать грехи. 

    Автор пишет: «Пилат спросил его: Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился». В ответ на выдвинутые абсурдные и бездоказательные обвинения, Иисус молчал и ничего не отвечал, он не считал необходимым защищаться. Имеется мнение историков, согласно которому Иисус сознательно приближал свою казнь, не противился ей, дабы принять самую яркую и мученическую смерть в жизни человеческой".

    Представить искупительную жертву Иисуса Христа как намерение произвести эффект (самая яркая и мученическая смерть), говорить о том, что он сознательно приближал свою казнь, пусть даже со ссылками на неидентифицированных историков, — засвидетельствовать полное непонимание самого этого акта, не признавать божественную природу Христа.

     У русских и зарубежных художников, в христианской иконописи довольно часто встречается сюжет «Моление о чаше», когда Господь наш Иисус Христос молился в Гефсиманском лесу в то время, как сопровождавшие его апостолы спали. «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его (Лк, 22:40-43).

    Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше: «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».

    Почему Христос не защищался? Он знал свое предназначение — »впрочем не Моя воля, но Твоя да будет", обращается он к Богу-Отцу. Так же, как Понтий Пилат знал о невиновности Спасителя. Он заявлял первосвященникам и собравшимся иудеям, что не находит никакой вины в этом человеке. Но потом, когда толпа в честь праздника потребовала освободить разбойника Варавву, а Христа распять, он «умыл руки». 

    Очевидно, что автором руководили благие побуждения — провести определенные параллели между Библейскими поступатами и нравственными требованиями, предъявляемыми к деятельности адвокатов, предложить какие-то свои варианты уклонения от явно противных христианству путей осуществления своей практики. Но, все-таки, к таким вещам желательно подходить со знанием дела. Брать на себя функцию богослова и в то же время с дилетантских позиций излагать свои умозаключения относительно содержания священного писания вряд ли стоит.

    Извините, если мои рассуждения Вас задели. 

    +6
  • 20 Декабря 2010, 19:21 #

    Знаете, не думаю, что нужно критиковать Автора за указанный прямой подход к толкованию завета применительно к нашей деятельности. Как указывал Л.Н.Толстой заповеди можно рассматривать с позиции «как минимум», чтобы достичь максимума. Так заповедь «не возжелай жены ближнего твоего» как минимум означает «относись к женщине блюдя её человеческое достоинство, не смотри на неё как на вещь». При таком подходе преодоление похоти не представляет проблемы. Заповедь «не кради» как минимум означает необходимость уважать и имущественное достоинство другого человека. При таком подходе преодолеть стяжательство не трудно… и т.д. Потому и подход автора вполне правомерен. Всё упирается в конце концов просто во взаимное уважение и любовь друг к другу. 
    Полагаю, что и в данном случае очевидно стремление к любви и у Автора и у Критика.
    Мир Вам! 

    +1
  • 20 Декабря 2010, 21:17 #

    Здесь не столько критика, сколько добрый совет. Тем более, что статья размещена в разделе «Монументальные труды», что предполагает доскональное знание предмета исследования.
    ↓ Читать полностью ↓

    Но согласиться с Вами не могу, поскольку толкователями Библии являются, как правило, Святые Отцы христианской Церкви, известные богословы. Иное истолкование ее смысла и содержания является ересью.

    Касательно возможности прямого толкования. В паломнической поездке по Святой Земле посещали мы в Иерусалиме на Елеонской горе место, именуемое «Стопочка», — камень, на котором, по преданию, стоял Христос в момент Вознесения. Один из участников нашей группы, милый молодой человек спросил батюшку, окормлявшего нас в поездке: «Это место, откуда Христос взлетел на небо?». Вопрос был наивный и искренний. Действительно, если подходить к этому чисто с механических позиций, то можно и так сказать, как это было сформулировано в вопросе. Но если рассматривать лишь внешнюю сторону процесса Святого Воскресения, не воспринимая ее внутреннюю, божественную природу и сокровенный смысл, то Библия была бы не более, чем художественное произведение.

    Поэтому произвольные комментарии священного писания, не соответствующие его истинному толкованию, недопустимы. При этом ведь речь не идет о том, что содержащиеся в Библии мудрость пророков, апостолов, Божьи заповеди не могут являться предметом исследования такого вопроса, как нравственные критерии адвокатской деятельности. Напротив, священное писание изобилует такими местами, которые сами просятся в эту тему. Но делать это следует крайне аккуратно и бережно. 

    Так, по моему мнению, наиболее ярко отражает поднятый автором статьи вопрос такой завет И.Христа, как :«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:1-2).А тема Страшного Суда? 

    Рекомендую почитать Святителя Тихона Задонского «О страшном Суде» — то, что этот Святой писал в 18 веке о светском суде, в полной мере можно отнести и к сегодняшнему дню.

    Бог в помощь!

    +4
  • 21 Декабря 2010, 04:51 #

    Ну, в общем, статья мне не понравилась.
    Не являясь тонким знатоком Библии, я чувствую какую — то неискренность.
    По мне так,  сея писанина — ханжеская ахинея, фарисейство  не более того.

    +6
  • 21 Декабря 2010, 04:54 #

    Монументальный труд, как правило, претендует на взвешеннные суждения, которые здесь рядом  не стояли.

    +5
  • 21 Декабря 2010, 15:14 #

    Истинное толкование Библии? Что это? Есть ли оно? Кем определено, православными толкователями или католическими? Вспомните о количестве переводов Библии! Содержание оригинальной версии известно единицам, все остальное похоже на беллетристику. Так что, хватит нам в работе и других доводов, библейские не единственные. Если честно, смысла сравнения библейских цитат с деятельностью адвоката не понял. 

    +3
  • 18 Января 2012, 14:09 #

    Статья мне очень понравилась.Я считаю, что это оригинальное сопоставление, только вот призадумалась, если Библию еще более менее читала, то Коран нет, а ведь отец у меня русский, а мать татарка, так что жду продолжение исследований:)

    +1
  • 18 Января 2012, 14:13 #

    Забыла добавить, я многие выражения использую в работе, но чаще всего, когда мне доверители говорят, что они видели по ТВ «Федеральный судья» либо верят в то, что суд всегда действует по закону, мне приходиться говорить им: «Блажен кто верует»

    +2

Да 20 22

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Библия и адвокатская деятельность» 4 звезд из 5 на основе 22 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации