В коллегию адвокатов «Мытищинская» г. Мытищи обратился М. об оказании юридической помощи по иску прокуратуры Северного административного округа города Москвы обратился в суд с заявлением к С. и М. о взыскании суммы ущерба, причиненного преступлением на сумму равной 52 666 245 руб
Изучив обстоятельства подачи гражданского иска, было принято решение об оказании юридической помощи М.
20.02.2019 М. и С. были признан виновными в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а. б» ч.2 ст. 199 УК РФ как уклонение от уплаты налогов, подлежащих оплате организаций, путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере и обоим назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года.
Прокурор Северного административного округа города Москвы обратился в суд с заявлением к С. и М. о взыскании суммы ущерба, причиненного преступлением на сумму равной 52 666 245 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Приговором М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а. б» ч.2 ст. 199 УК РФ, определением от 01.07.2019 Московского городского суда приговор оставлен без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Мною было заявлено ходатайство о пропуске исковой давности обращения прокурора. Прокурор, возражая против доводов адвоката о пропуске срока исковой давности о взыскании налога за налоговый период за 2011-2012 г.г., сослался на то, что в данном случае срок исковой давности подлежит исчислению со дня вступления в законную силу Приговора от 20.02.2019, которым установлен факт уклонения от уплаты налогов, а потому трёхлетний срок исковой давности не истёк.
Это позиция, несмотря на свою незаконность, имеет место в судебной практике.Поэтому пришлось тщательно подбирать аргументы, чтобы убедить суд в правильности своей позиции.
09.04.2015 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 199 УК РФ в отношении неустановленных лиц. 20.05.2016 М. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 199 УК РФ. 16.11.2017 вынесено постановление о допуске для участия в уголовном деле представителя потерпевшего, гражданского истца — представителя ИФНС № 14.
Одновременно представителю ИФНС № 14 разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.45(42 и 44) УПК РФ. В том числе разъяснены представителю ИФНС № 14 16.11.2017 Инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по городу Москве признана потерпевшей по уголовному делу. Гражданский иск в уголовном деле не заявлялся, а значит срок течения исковой давности, который начался с момента возбуждения уголовного дела. Срок исковой давности подачи гражданского иска ИФНС в отношении М. и С. истек 09.04.2018.
При разрешении вопроса о моменте, когда прокурор узнал либо должен был узнать о нарушении права необходимо принимать во внимание Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 № 450 (в ред. от 27.05.2021) О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.Согласно которого в надзорное производство подшиваются: копии постановлений о возбуждении уголовного дела, копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, применении меры пресечения, копии обвинительного заключения… (п. 9.2.3.3 Приказа).
С учетом установленных дат возбуждения уголовного дела (09.04.2015), предъявления обвинения С. и М. (04.05.2016 и 20.05.2016) и наполнения надзорного производства соответствующими постановлениями органа предварительного расследования (сообщения прокурору о принятии процессуальных действий) следует, что прокурор не мог не знать о нарушенном праве (совершении налогового правонарушения ответчиками, причинении ущерба государству в виде недоимки по налогам и его размера) в период задолго до трехлетнего срока к моменту обращения с настоящим иском в суд.
При этом налог на прибыль организации, подлежащий уплате по истечению налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, ИФНС №14 г.Москвы также не могла не знать в период окончания первого квартала 2011 года о нарушении налогового законодательства, однако действенных мер, направленных на взыскание с ответчиков недоимки, не предприняло.
В связи с пропуском исковой давности подачи гражданского иска прокурором САО г.Москвы к М. и С. о взыскании суммы ущерба отказано в полном объеме.