Пожалуй каждый из практикующих адвокатов в сфере уголовной защиты уделяет немалое внимание вопросу назначения наказания. С одной стороны, с профессиональной точки зрения, это не всегда бывает захватывающе интересно, с другой, можно постараться найти обстоятельства, позволяющие значительно снизить наказание и тем самым облегчить участь подзащитного. Представление, исследование и анализ доказательств, позволяющих снизить наказание являются немаловажной частью уголовной защиты.
К вопросу поиска и представления доказательств наличия смягчающих вину обстоятельств, особенно позволяющих суду применить ст. 64 УК РФ, всегда следует подходить с большой долей здорового креатива. Такой подход обусловлен тем, что применение этой нормы права всегда субъективно и оценочно. Что называется, в этих вопросах всегда «встречают по одежке».
Это обусловлено в т.ч. и психологией человека. Одно дело скучно и обыденно представляются доказательства и произносятся дежурные фразы типа – прошу учесть, пожалеть и т.п., другое дело, когда это преподносится во взаимосвязи, не ординарно и интересно. Все это может зацепить судебный состав, заставить думать и вникать, что называется включить в себе юриста.
Именно такой способ осуществления защиты где все до меня проиграли и слили был применен в деле о котором я хочу рассказать.
Ко мне обратились с просьбой осуществлять защиту на стадии апелляции по уголовному делу в рамках которого был осужден чиновник по ч.5 ст. 290 УК РФ к лишению свободы сроком на 7 лет в колонии строго режима с лишением права занимать должности сроком на 5 лет. В применении ст. 64 УК РФ и ст. 73 УК РФ было отказано, т.к. суд не усмотрел наличия соответствующих обстоятельств.
Надо сказать, что осужденный интересовался сразу после задержания моими услугами, но по определенным причинам остановил свой выбор на другом адвокате.
С момента задержания был выбран путь признания и сотрудничества. Ввиду этого мера пресечения была гуманной – запрет на совершение определенных действий. Активное сотрудничество как на стадии следствия так и при рассмотрении дела в суде привело к тому, что приговор был вынесен в течение 3 месяцев с момента задержания.
Казалось бы, зачем мне вступать в такое не очень перспективное дело. Тем более, что при ознакомлении с приговором стало ясно, что коллега, мягко говоря, по сути отбывал номер и не сделал много того, что можно было. В частности, была возможность установить мотив не связанный с желанием лично обогатиться пусть даже и с целью улучшить плохое материальное положение, а с целью приобретения более дорогого автомобиля для служебных нужд сверх отведенного лимита.
В деле все было дежурно и обыденно. Естественным было, что суд формально учел смягчающие обстоятельства, формально назначил нижнюю предусмотренную законом санкцию. Ввиду того, что помимо родственников очень просили в т.ч. люди, которых я уважаю за жизненную позицию, я согласился включиться в защиту.
Пообщавшись в СИЗО с подзащитным, изучив материалы дела, включая протокол судебного заседания, увидел, что единственный способ облегчить участь – сконцентрироваться в апелляции на неправомерно неустановленное еще одно смягчающее обстоятельство и акцентировать внимание на личных и служебных характеристиках осужденного. При этом не только используя имеющиеся многочисленные грамоты и благодарности, а дополнительно представление доказательств оценки обществом всего произошедшего. Все это предполагалось оценивать не только в отдельности, но и как совокупность, во взаимосвязи друг с другом.
От установления мотива получения взятки в целях ее использования для приобретения имущества в служебных целях было принято решение отказаться, т.к. при рассмотрении дела в первой инстанции суд неоднократно предлагал исследовать этот вопрос и представить соответствующие доказательства, вплоть до оказания содействия в их получении. Но кроме слов подсудимого в судебное заседание не представлено никаких доказательств, даже попытки не совершено сделать это.
Основания для снижения наказания и применения ст. 64 УК РФ
На самом деле мой подзащитный не был завзятым коррупционером. На протяжении всей своей деятельности образцово исполнял служебные обязанности. Да и само незаконное вознаграждение просил за давно оказанное содействие для дополнительного финансирования приобретения служебного автомобиля сверх отведенного бюджетного лимита.
В материалах дела имелось огромное количество благодарности, но мой коллега в суде первой инстанции, как я уже сказал, использовал их «дежурно». Соответственно и суд оценил их по отдельности. Внимания и обоснования на совокупность обстоятельств обращено не было, как не было и попытки защиты обосновать наличие совокупности смягчающих обстоятельств, их взаимосвязи, влияния на общественные настроение и т.п. Т.е. не использованы все возможности и гарантии, предоставляемые ст. 60 УК РФ.
Этот пробел необходимо было восполнить. Поэтому было принято решение не формально подойти к представлению дополнительных доказательств, а провести небольшое действо в рамках УПК РФ.
Помимо представления дополнительных материалов, новой оценки имеющихся доказательствам, характеризующим личность, я посчитал необходимым проиллюстрировать перед судом оценку обществом состоявшегося приговора, оценку обществом деятельности моего подзащитного до задержания.
С этой целью в процесс в качестве общественного защитника была введена дочь осужденного. Ей отводилась весьма активная роль. Она креативная девчонка и включилась в работу. От нее требовалось донести эмоциональную составляющую, в т.ч. общества.
По моей рекомендации ею в адрес суда были подготовлены письма от населения для которого работал ее отец с оценкой его труда, обращения к суду от различных организаций. В них помимо благодарственных описаний, высокой оценки деятельности в занимаемой должности содержалась также просьба о снисхождении и проявлении милосердия. Все это представлял в дело общественный защитник.
Кроме того, по рекомендации защиты осужденный обратился к населению ранее возглавляемого сельского поселения с открытым письмом в котором просил прощения за то, что преступил закон, а также было принесено официальное извинение прокурору. В судебное заседание в качестве посетителей пришло немало людей, а также представители местных СМИ, которые до этого момента очень хвалебно отражали работу подзащитного.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы акцент делался именно на необходимость оценки всех обстоятельств, характеризующих личность, об отсутствии вредных последствий от совершенных ответных действиях с использованием полномочий в качестве должностного лица. На необходимость совокупной оценки всех смягчающих обстоятельств. Выступление в прениях заранее было подготовлено и в письменном виде, приобщено к делу.
Как итог суд изменил приговор, применил ст. 64 УК РФ и назначил наказание ниже низшего предела. Полагаю, что если бы коллега в первой инстанции проделал ту же самую работу, а также обратил внимание на необходимость доказывания обстоятельств на которые ссылается в т.ч. и касающихся мотива, можно было добиваться и условного осуждения.
Но история не любит сослагательных наклонений. Все что можно было использовать – реализовано.


Уважаемый Алексей Вячеславович, поздравляю, прекрасная работа, но пять лет тоже не фонтан. Вывод должен быть один, раз адвокат не с Праворуба, то это «кот в мешке». Хотя я лично, ничего против кошаков, в качестве зверей, не имею:)
Для апелляции снижение на 2 года отличный результат. Отличный он потому, что основан на тех обстоятельствах, мимо которых в суде первой инстанции все прошли мимо. Видел и слышал, что апелляция на одних данных том, что осужден просто хороший человек — снижали на месяц, ну максимум на три.
Уважаемый Владимир Юрьевич, если вы обратили внимание, не то чтобы прошли мимо обстоятельств, не использовали весь их потенциал. Уже очень давно убедился, что «дежурные и заезженные» шаблоны пользы не приносят. Особенно в вопросах назначения наказания. Наказание всегда индивидуально, следовательно огромная доля субъективизма судьи. Ввиду того, что рассмотрение любого дела для судьи — каждодневная рутина, но в глубине души судья все же юрист, очень полезным и необходимым является «включение юриста» в сознании.
Для этого и артистом, и психологом иногда приходится быть.
Уважаемый Алексей Вячеславович, Вы отлично применили методику создания куммулятивного эффекта, заставив суд апелляционной инстанции рассмотреть и учесть всю совокупность доказательств, смягчающих общественную опасность своего подзащитного и добившись для него снижения срока наказания на 2 года.
Согласен с тем, что более активной и креативной защите в суде первой инстанции, наказание вообще могло быть и условным, но на той стадии доверитель опрометчиво рассчитывал на помощь другого защитника. Отличная работа! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, у меня сложилось впечатление, что он на «другую помощь» расчитывал.
Уважаемый Алексей Вячеславович, приговор через три месяца после задержания… Всем хорошо, следователю, прокурору, судье и даже мимолётному защитнику… Разве самому бедолаге не весело...
Взрослые люди должны трезво смотреть на вещи. Иногда это прозрение приходит слишком поздно.
Отличный результат, Алексей Вячеславович! Переделывать всегда неимоверно сложнее!
Уважаемый Андрей Владимирович, здесь даже не переделывать пришлось. Скорее создавать с ограниченным кругом возможностей.
Кстати, я подопечному задавал вопрос — а что так в суде то торопились? Внятного ничего не услышал. Чиновник, он и есть чиновник. Видимо «решить» пытался, но ничего не получилось.
Уважаемый Алексей Вячеславович, тот самый «домоклов» меч не давал ни спать, ни есть. Четыре тома уголовного дела создать за такое время, это тоже талант надо иметь. ПТП, наверное, в основном?
Так переделывать после показаний с участием адвоката и сложившейся позицией крайне сложно!!!
Уважаемый Андрей Владимирович, там птп было всего одно. Палка — веревка. Как в том анекдоте — яка держава, таки теракт. Так и здесь — каков уровень, такова и разработка. Кстати проведена младшим оперуполномоченным фсб.
Уважаемый Алексей Вячеславович, но более 750 листов уголовного дела… Что же там было, кроме фото красочных местных пейзажей? Четвёртый том уже судебный ведь?
Вот крючкотворцы!!! Так и без лесов из-за расхода бумаги останемся!
:D(wasntme)
Уважаемый Андрей Владимирович, порядка почти тома — материалы, характеризующие личность.
Уважаемый Алексей Вячеславович, вот именно то, что Вы и использовали, но с иными акцентами, дополнениями и результатами.
Вы заставили крутиться и вертеться в нужном направлении оставшееся никчемной грудой бумаги при Вашем предшественнике!
Уважаемый Андрей Владимирович, ну и очень объемные и красочные материалы ОРД. А также целый том земельных документов.
Уважаемый Алексей Вячеславович, профессионально отработали!
Вот, по моему мнению, суды к взяточникам относятся как то лояльно, чуят в них социально близких :))) В процессе не был по взяткам, но по УДО практика только положительная
https://www.youtube.com/watch?v=z6iSS2Xb15c
Уважаемый Сергей Николаевич, ну я бы не стал уж так всех судей относить к завзятым коррупционерам. Как то не складывается такое впечатление.
Что касается УДО, то сам по себе взяточник, когда лишен «положения» перестает быть социально опасным. Да и к тому же содержать его надо, это раньше было много трудовой повинности в зоне, а сейчас пойди трудоустройся. Поэтому и положительная практика по УДО.
Уважаемый Алексей Вячеславович, результат очень хорош, поздравляю! Это урок тем, кто не видит фронт работы при признании доверителя в особо тяжком преступлении. Я считаю, что он есть всегда, в любом деле. Больше скажу, по делу работа ещё предстоит, поскольку покаещёнепенсионер через пару лет обязательно захочет на УДО. И тут он увидит убитого Вами второго зайца — той самой, неочевидной сейчас подготовки базы для УДО (кстати, сфера, требующая не меньшей креативности защиты).
PS. Вот только реально не знал, что в МЛС тазобедренные суставы меняют)))
Уважаемый Курбан Саидалиевич, про возможность и ориентирование на УДО прицел был с самого начала. Скажем так, возможность удо приблизилась на 16 месяцев.
Уважаемый Алексей Вячеславович, как правильно написали коллеги, два года, это «больше» чем представляют обыватели. Только человек по ту сторону может оценить срок наказания. И порой месяц имеет значения. А в Вашем случае — это целая жизнь. Отличный результат и достойная работа. (handshake)
Уважаемый Игорь Иванович, спасибо за оценку. К тому же снижение срока на 2 года — это еще и получение возможности выйти по УДО раньше на 16 месяцев.
Уважаемый Алексей Вячеславович, отличный результат, поздравляю!
Мало приобщить к материалам дела документ, нужно ещё обосновать как он будет и должен работать, а точнее для чего мы хотим его приобщить. Когда у юриста дело идёт «на потоке» работа идёт автоматическая и некоторые часто забывают для чего эти документы приобщаются, только знают, что они должны быть.
Суд тоже знает, что они должны быть, но в связи с тем, что дел много, тоже забывает для чего тот или иной документ приобщен в материалы дела. Напомнить суду может только защитник, который знает, что мелочей не бывает.
Уважаемая Алёна Александровна, именно поэтому я сделал акцент на то, что для любого судьи любой процесс — рутина. А для адвоката таковым он быть не может и не должен быть.
Уважаемый Алексей Вячеславович, отличный результат! Ровно по такой же статье осудили моего подзащитного. После прочтения Вашей публикации, я обязательно подготовлю свою и расскажу о своих результатах! Коль я вижу, всем коллегам очень интересно !
Уважаемый Алексей Вячеславович, отличный результат. Настоящая помощь. Недавно обратилась ко мне женщина и сообщила о том, что в апреле 2022 года направила заявление в полицию по факту кражи. Находясь под впечатлением от общения с сотрудниками полиции она решила, что ей нужен адвокат, который что то будет предпринимать. Нашла по знакомству, приехала к нему в офис, оплатила 50 т.р., получила квитанцию с записью «ведение дела». Соглашения нет. И тишина, ничего из полиции не приходит, адвокат в телефонных переговорах винит в бездействии сотрудников полиции и сообщает ей о том, что надо написать жалобу президенту. Составляет жалобу и направляет ей на электронную почту. Я не могу содержание жалобы разместить в открытом доступе, но это что то с чем то. «Приплел» политику, США, пятую колонну, и назвав полицейских кучкой… Денежные средства возвращать отказался, мотивируя тем, что это линия защиты. 20 лет стажа у адвоката. Направили жалобу в палату адвокатов. Поехали с ней в отдел полиции, зашли на личный прием к начальнику, получили постановление об отказе ВУД, отфотографировали материалы проверки, а там все так интересно, но это уже совсем другая история, в которой предстоит разбираться. Но упущено 7 месяцев, потеряно 50 т.р. на «квалифицированную» помощь. Украдены несколько автомобилей, которые возможно давно уже разобраны.
Уважаемая Наталья Геннадьевна, то что жалобу подала в АП региона абсолютно правильно. Есть нюанс — жалобу будут рассматривать если она не про деньги, а про некачественную помощь либо оставление без помощи.
Есть такие адвокаты — я их клоунами называю. Тоже в июне пересекся с одним из Волгограда. Зато неумный клиент от таких в восторге — он же воюет, ментов клеймит. Правда во всех ходатайствах и жалобах отказывают по основаниям не соответствия жалобы или ходатайства требованиям закона и содержания оскорблений. Но это так… издержки.
Уважаемый Алексей Вячеславович, жалобу в палату я составила, помню Ваше выступление на конференции, изучила сайт палаты. Про деньги ни слова. Получим заключение, потом в суд.
Уважаемая Наталья Геннадьевна, вам важно получить заключение КК. Совет палаты — наложение дисциплинарного взыскания. Это для вас важно, но не обязательно. Важно с точки зрения оценки адвокатским сообществом проступка.
Уважаемый Алексей Вячеславович, вытянуть в апелляции, да и ещё по такой статье дорогого стоит(Y) Ваш нестандартный подход с привлечением общественного защитника и наглядного представления суду общественного мнения дал прекрасный результат. Если бы зашли стандартно, то стандартно бы и осталось всё без изменения. Прения можно брать за образец, психологический момент вины и исправления хорошо раскрыт(Y)
Уважаемый Иван Андреевич, спасибо за оценку. Я и оговорился сразу, что в той правовой ситуации просто просить «дядь прости засранца» было бесперспективно, да и не интересно как с профессиональной, так и с репутационной точки зрения, да и с точки зрения гонорара (ну совесть не позволяет брать деньги за бла бла бла).