
Сфера туристических услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Однако в условиях повышенного спроса на туристические продукты возрастает и количество споров.
В данной публикации описан конкретный случай, когда турист, не имея возможности воспользоваться услугами по причине (болезнь), попытался взыскать часть невозвращенных уплаченных средств, штраф, пени и моральный вред с турагента и туроператора, но столкнулся с правовыми ограничениями, предусмотренными договором и законодательством.
В данном случае политика туристического агентства такова, что все наши туристы находятся под моей юридической защитой. Почему наши? Потому, что турагентом – ИП, является моя супруга. За многолетний период работы в адрес турагента ни у одного туриста не было претензий. Напротив, нескольким нашим туристам в рамках досудебного урегулирования спора с туроператорами, перевозчиками, мной была оказана безвозмездная юридическая помощь, за что туристы были очень благодарны.
Но, как известно, из каждого правила есть исключения. И такое исключение возникло.
Василий, наш постоянный турист, решил устроить себе и своей супруге свадебное путешествие мечты. Куда? Ну, конечно, туда, где пальмы, море и коктейли с зонтиками. Туроператор, индивидуальный предприниматель с многолетним стажем, предложили ему тур его мечты с вылетом через три дня.
Василий, недолго думая, подписал договор, оплатил путевку и начал мечтать о белоснежных пляжах. Но судьба распорядилась так, что за два дня до вылета Василий и его супруга дружно свалились с температурой, кашлем и прочими прелестями. Полагая, что не смогут выздороветь до вылета, обратились к турагенту за помощью.
Как быть, что делать? Караул!
Согласно закона о туристической деятельности и закона о защите прав потребителей, турист отказавшийся от договора должен оплатить фактически понесенные расходы исполнителя.
После аннуляции тура турист получил от оператора лишь 20% от уплаченной суммы. Мы со своей стороны (турагентство) максимально предприняли все возможное, чтобы нашему туристу возвратилась по возможности вся сумма. Составили заявление, и туроператор пересчитал, выплатив туристу в общем 80% от уплаченной суммы, удержав фактически понесённые расходы только в виде брони отеля.
Агентское вознаграждение, соответственно было возвращено турагентом туристу в полном объеме, хотя есть «точечная» практика об отказе во взыскании агентского вознаграждения после выполнения условий договора. Но мы за репутацию и человечность!
Однако, турист решил, что туроператор и турагент должны выплатить ему не только всю уплаченную сумму, но и штрафы, пени, компенсацию морального вреда за несвоевременный возврат денежных средств и обратился с претензией к ответчикам, а потом и с иском в суд.
Ну, раз уж наш турист записал турагента в ответчики и усадил с туроператором в одну лодку, то и грести веслами нам пришлось синхронно с туроператором. В суд были предоставлены возражения и доказательства отсутствия нарушений со стороны ответчиков.
В итоге истцу было отказано в удовлетворении исковых требований к ответчикам в полном объеме.
Несмотря на правовые основания для взыскания судебных расходов, мы решили отказаться от этого шага, поскольку это не только благородный поступок, но и мудрый шаг, который укрепляет репутацию турагентства и демонстрирует человечное отношение к людям.
Ну, а туроператор в любом случае будет взыскивать с туриста свои расходы на судебные издержки, что повлечет для туриста дополнительные финансовые потери, ну и нервы конечно.
Правовые подробности в прилагаемых документах.
Юридическая помощь турагентствам, туристам
Адвокат Ильин Александр Валерьевич
8-922-479-57-88