Три года назад по рекомендации Максима Сергеевича мне позвонила женщина. Из телефонного разговора стало понятно, что грядет развод и раздел имущества, и ей нужна моя помощь.
На встречу пришла потрясающе красивая и приятная дама, которая поведала нелицеприятную историю о том, что у мужа, перешагнувшего шестой десяток лет, появилась другая «очень молодая» женщина, поэтому развод неизбежен, а вот имущество муж делить категорически отказывается, пояснив, что раз он всю жизнь работал, то и все имущество его. А его жена ничего не заслужила...
«То есть вставать и готовить завтраки в 5 утра, завязывать галстуки, готовить обеды-ужины, стирать и гладить костюмы — это все не работа?» — истязала она себя вопросом, на который мне ответ был очевиден.
А делить было что, за время брака, длившегося 35 лет, супруги нажили: дом с земельным участком в пригороде, большую квартиру в городе, две машины, гараж, 2 парковочных места, 3/4 доли в праве собственности на офисное помещение в центре города, ИП и 50% долей в ООО.
Так как имущества было достаточно много, то я предложила направить мужу проект мирового соглашения о разделе, к тому моменту муж уже окончательно съехал с квартиры в загородный дом.
В мировом соглашении моя доверительница претендовала только на квартиру, машину и гараж, а от остального имущества хотела денежную компенсацию, на треть ниже рыночных цен. На что был получен ответ, что квартира, машина и гараж ее, на компенсацию может и не рассчитывать, так как она никогда не работала, сослался на ст. 39 СК РФ, что, по его мнению, позволяет уменьшить ее долю.
В Первореченский районный суд Владивостока был подан иск о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества. Первоначально требования моей доверительницы звучали практически также, как в проекте мирового соглашения.
Муж приходил в суд с юристом, вел себя очень нагло и высокомерно, доводов о том, что если не договоримся, суд все(!) поделит поровну, не воспринимал. Настаивал на том, что жена ничего не заработала, только его «обобрала до нитки», но в чем это выразилось, объяснить не мог. Говорил о миллионах, хранившихся в сейфе в квартире, которые жена, якобы, потратила на себя, умалчивая о том, что в ее отсутствие из квартиры вывез почти всю технику и мебель.
Спустя три судебных заседания от ответчика -мужа поступил встречный иск, в котором он требовал признать его личным имуществом 3/4 в праве собственности на офисное помещение и 2 парковочных места в центре города, машину, на которой перемещался, а за женой право на ее машину. Все остальное имущество квартиру, дом, земельный участок поделить по 1/2 доли, несмотря на наличие конфликтных отношений и невозможность совместного использования жилья. Этот факт им был прокомментирован просто: Вы, Ваша честь, поделите, а мы потом разберемся!
На мой вопрос и вопрос суда о порядке выплаты компенсации за офис и парковочные места пояснил, что может по 50 000 рублей в месяц перечислять. Больше денег у него нет и не будет. Принимая во внимание, что стоимость имущества больше 20 млн рублей, то ответчик намеревался выплачивать лет 15, что, естественно, не устроило мою доверительницу.
Потом муж еще раз изменил требования, потребовав «переписать» все имущество на их общую возрастную дочь. Моя доверительница также была против, так как дочь полностью встала на сторону отца после отказа матери постоянно сидеть с внуком. Тогда поступил иск о разделе имущества с учетом выдела доли дочери и внуку.
Как злобный гном, муж прыгал, топал ножкой, требовал сделать по- своему, не желая понимать, что есть закон, который он вряд ли перепрыгнет...
Следом прилетело требование — продать квартиру и дом с землей и деньги поделить. От дележа офиса и парковочных мест всячески уклонялся, так как, с его слов, это имущество к моей доверительнице «вообще никак не относится». Да и его сособственник на 1/4 долю в праве категорически возражает. В это время поступило ходатайство от сособственника о признании его третьим лицом, так как, по его мнению, нарушались его права, только чем, суду пояснить не смог. Суд отказал в удовлетворении.
Затем прилетело ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы, муж был не согласен с проведенной нами оценкой. К следующему процессу муж сменил представителя и от ходатайства отказался, предоставил свои акты оценки, в которых стоимость имущества, передаваемого жене выросла в 2 раза, а иное имущество было обесценено. Так, дом (благоустроенный коттедж) с землей в 15 соток в ближайшем пригороде Владивостока был оценен чуть дороже 2-комнатной квартиры. Не мешкая, я предложила прямо сейчас его выкупить, видели бы вы его лицо...
Суд поставил вопрос о проведении судебной оценочной экспертизы. Принимая во внимание, что моя доверительница осталась без работы, без доходов и средств к существованию, кроме мизерной пенсии, я отказалась от оплаты. Представитель мужа согласился оплатить, но к следующему заседанию выразил позицию своего доверителя об отказе оплачивать. Суд, учитывая, что денежные средства на депозит были внесены, назначил экспертизу, обязав ее оплатить мужа.
Проведенная экспертиза практически повторила стоимость имущества, предоставленную нами.
Не зная уже, как еще затянуть процесс, а это делалось специально, чтоб склонить мою доверительницу к невыгодным для нее условиям, муж спустя 2,5 года с момента подачи нами иска, подал еще один встречный иск, в котором он желал разделить с моей доверительницей кредит, на который был приобретен офис и парковочные места. В удовлетворении этого требования суд отказал, указав на злоупотребление правом и умышленное затягивание судебного процесса.
Держа в уме, что от выплат компенсации муж будет всячески уклоняться, мы изменили исковые требования, а именно, просили признать право личной собственности на квартиру, машину, гараж, парковочные места, машину мужа, за мужем признать право собственности на дом и землю, а офисные помещения поделить пополам, то есть по 3/8 доли в праве каждому. От раздела ИП, в котором не велась отчетность, и ООО, на котором висел долг в 6 млн рублей и отсутствовали активы, доверитель отказалась.
Муж возражал, требовал раздела дома и квартиры пополам, отдать офис и парковочные места ему, но ничего внятного по выплате компенсации за него до суда донести не мог, чем сильно раздражал. Заодно выяснилось, что у мужа нет водительского удостоверения, а возит его на его машине, якобы, друг, фактически наемный водитель.
Учитывая позицию суда о том, что компенсация стоимости имущества — это крайняя мера, и суд намерен разделить имущество пополам, я обосновала необходимость пообъектового раздела следующим образом:
— наличие конфликтных отношений между мужем и женой, которые он неоднократно продемонстрировал в суде;
— отсутствие у жены дохода для содержания дома и земельного участка;
— наличие престарелой матери, проживающей по соседству с дочерью (женой), необходимость постоянного ухода, подтвержденная медицинскими документами;
— нежелание мужа выплачивать компенсацию стоимости переданного ему имущества, неоднократные высказывания о том, что он ничего платить не будет, нет денег и не заслужила;
— самостоятельный выбор мужа места жительства в доме;
— выбор места жительства жены в квартире с учетом ее настоящего места работы;
— наличие у мужа сожительницы.
Суд удовлетворил заявленные женой требования в полном объеме, в удовлетворении требований мужа отказал.
Следом возникла апелляционная жалоба, да не только от мужа, а еще и от его сособственника по офису. Муж в Приморском краевом суде рассказывал, как ему тяжело живется в доме, где нет ни услуг, ни отопления(???), что невозможно отобрать у него машину, так как его «друг»-водитель и он не смогут добираться на работу в город, что спрятанные в сейфе миллионы его бывшая жена потратила по своему усмотрению и много еще чего… Сособственник вещал, что офисом пользуются он и муж, у них установлен порядок пользования, он не готов делить офис еще с кем то… Судьи слушали, сочувственно кивали головами и… оставили решение суда 1 инстанции в силе!
П.С. Коллеги, никогда не берите в суд с собой доверителей, именно в этом деле я поняла, насколько это правильно ходить юристу, адвокату одному. Думаю, что 80 % моего успеха в данном деле — это заслуга оппонента, так уперто, нагло и высокомерно общаться не только со мной, но и с судом, может позволить себе не каждый.
Могу, умею, практикую!
Адвокат Погорелова Татьяна Валерьевна, Владивосток, Приморский край
тел.89147104180