1. Компетенция государственной инспекции труда
Что такое компетенция государственного органа? Если кратко компетенция — полномочия, те действия, которые государственный орган имеет право осуществлять.В силу абзаца 2 статьи 356 ТК РФ орган федеральной инспекции труда наделен полномочиями по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. Однако на практике нередки случаи превышения должностными лицами государственных органов компетенции.
В 2010 г. при проведении проверки государственный инспектор труда Челябинской области, руководствуясь статьей 356 ТК РФ, вынес работодателю предписание о выплате работнику заработной платы. Работодатель подал иск в суд о признании предписания незаконным. По мнению работодателя, инспектор вынес предписание за пределами компетенции.
2. Законные пределы компетенции государственной инспекции труда
Исходя из принципа законности, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, орган государственной власти вправе осуществлять только те полномочия, которые прямо и непосредственно закреплены в законах и иных подзаконных актах.Согласно же нормам 381, 382 ТК РФ неурегулированные разногласия между работодателем и работником являются индивидуальным трудовым спором. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. То есть ТК РФ прямо и непосредственно предусматривает, что споры о зарплате трудовая инспекция не вправе рассматривать.
Кроме того, пределы компетенции трудовой инспекции урегулированы международной конвенцией, ратифицированной в России. В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
3. Правоприменительная практика районного и областного судов общей юрисдикции
Все эти теоретические «размышления» были опробованы автором данной статьи на практике (я была представителем на судебном процессе при оспаривании обществом предписания трудовой инспекции). Первая инстанция отказала в признании незаконным предписания. Мои доводы, изложенные выше, не получили оценки суда в решении.Кассационная коллегия отменила решение суда первой инстанции и признала предписание трудовой инспекции незаконным. Цель написания этой статьи? Не нужно «поощрять» своим бездействием незаконные действия государственных органов. Если вы уверены в незаконности действий государственного служащего — обращайтесь в суд.