Короче, когда уголовный кодекс назывался еще не УК РФ, а УК РСФСР, статья 105 – умышленное убийство, именовалась статьей 103-й, а статья 108 – убийство при превышении пределов необходимой обороны – статьей 105-й, произошла эта история.
Если точнее, то событие произошло еще при старом кодексе, а рассмотрение дела в суде уже при новом.
Девушку Лену обвинили в умышленном убийстве своей матери. Казалось бы, что может быть хуже, чем убить собственную мать…?!
Суровые следователи прокуратуры, недолго думая, предъявили обвинение в том, что она «на почве сложившихся неприязненных отношений, во время очередной ссоры» совершила это «умышленное убийство».
Елене грозило реальное наказание от 3 до 10 лет лишения свободы.
Когда все произошло, ей едва исполнилось 18 лет, и жизнь только начиналась.
Попытки переквалифицировать деяние на стадии предварительного следствия закончились безуспешно, что было совсем неудивительно.
Поэтому основная работа защиты развернулась в суде при рассмотрении дела по существу.
«О мертвых плохо не говорят» — есть такая народная поговорка. Но факты по уголовному делу скрыть невозможно, тем более, что они лежат на поверхности.
Из показаний не только подсудимой, но и множества свидетелей следовало, что мать при жизни очень жестоко обращалась со своей дочерью. Без особых причин она унижала, избивала ее, будучи женщиной по характеру жестокой.
Обычно это происходило после изрядного употребления горячительных напитков. Били девушку и друзья матери, которые приходили к ней, чтобы выпить, как было и в день происшествия.
Об этом рассказывали знакомые и соседи семьи, и отец Лены. Не доверять их показаниям оснований не было.
По заключению судебно-медицинской экспертизы у девушки были обнаружены множественные телесные повреждения различной давности, свидетельствующие об избиениях.
Суд с учетом доводов защиты, и проанализировав материалы уголовного дела, пришел к выводу, что действия Елены следует переквалифицировать со ст. 103 на ст. 105 УК РСФСР как убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.
Принимая во внимание, что она совершила впервые преступление небольшой тяжести, в содеянном свою вину признала полностью и раскаялась, суд счел возможным в соответствии со ст. 77 УК РФ и ст. 6 УПК РСФСР прийти к выводу о том, подсудимая вследствие изменения обстановки перестала быть общественно опасной.
Определением суда она была освобождена от уголовной ответственности, а уголовное дело в отношении нее прекращено.