Это уголовное дело не является исключением — оно возбуждено исключительно благодаря стараниям «потерпевшего», сумевшего заинтересовать правоохранителей. Но заинтересовать ему удалось не совсем тех, а правильнее говоря, совсем не тех, кто в силу требований закона должен был рассматривать его заявление и принимать по нему решение.
Итак, уголовное дело возбуждено и расследуется следователем СУ Красногвардейского района. В постановлении о привлечении моего доверителя в качестве обвиняемого место совершения преступления вообще не указывается, как не указывается оно впоследствии и в обвинительном заключении. Естественно, в ходе первого судебного заседания по этому делу мной заявлено ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору. И это ходатайство судом удовлетворено. 22 октября 2012 года Красногвардейским районным судом вынесено постановление о возвращении уголовного дела прокурору.
Казалось бы, можно порадоваться — уголовное дело должно быть передано по территории туда, где у «заказчика» не нашлось возможности договориться. А с учетом того, что других оснований для привлечения моего доверителя к уголовной ответственности не имеется, там мы заявим ходатайство о прекращении уголовного дела.
Но не тут-то было. 7 февраля 2013 года тем же самым следователем СУ Красногвардейского района моему доверителю предъявлено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. При этом содержание постановления идентично предыдущему за исключением того, что в нем указано место совершения преступления — Василеостровский район Санкт-Петербурга.
Что ж, нарушениям требований УПК РФ в последнее время удивляться уже не приходится. На действия следователя я подала жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ. Всё же просто, правда? — предусмотренный УПК РФ порядок нарушен, обвинение предъявлено ненадлежащим лицом — значит незаконно? Ничего подобного! Суд отказал в рассмотрении моей жалобы, поскольку в жалобе не приведено «доводов и фактов, свидетельствующих о наличии уголовно-правовых отношений, подлежащих защите в порядке ст. 125 УПК РФ». Но даже и это еще не самое интересное (на постановление суда об отказе в рассмотрении жалобы уже подана апелляционная жалоба).
А самое интересное — это то, что выяснилось в беседе со следователем, — оказывается, она в полном соответствии с ч.5 ст. 152 УПК РФ вынесла постановление о передаче уголовного дела по подследственности. Но первым заместителем начальника ГСУ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесено постановление об определении территориальности, в соответствии с которым это уголовное дело возвращено обратно. Внимание, вопрос — кому-нибудь известна норма уголовно-процессуального закона, позволяющая руководителю следственного органа самому определить территориальность расследования уголовного дела?
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 152 УПК РФ. Часть 4 ст. 152 УПК РФ предусматривает исчерпывающий перечень таких исключений: предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. Однако, ни обвиняемые по настоящему делу, ни большинство свидетелей не находятся в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.
Абсурдность происходящего в российском уголовном судопроизводстве уже не удивляет, но вопрос — «Доколе?» — остается открытым.
Добавлено: 19:38 26.03.2013
26 марта 2013 года судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда рассмотрела апелляционную жалобу на постановление Красногвардейского районного суда об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.
Апелляционная жалоба удовлетворена частично, жалоба направлена в Красногвардейский районный суд для рассмотрения по существу.
Добавлено: 21:52 09.10.2019