УФАС по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявлений о наличии в действиях ООО «Акация» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде, а именно, в выставлении и взимании платы за услугу теплоснабженияв квартирах, были возбуждены три дела, производства по которым были объединены.
Суть более чем абсурдных претензий, предъявляемых к ООО «Акация» сводилась к тому, что общество осуществляло расчет платы за коммунальную услугу по теплоснабжению в соответствии с формулой расчета, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, а также применяло при порядке расчета тарифы, установленные действующими Решениями Совета народных депутатов Яшкинского муниципального района «Об установлении размера платы за услуги отопления и горячего водоснабжения на территории Яшкинского муниципального района», то есть в точности с предписаниями действующего жилищного законодательства.
Позиция заявителей основывалась на том, что в принадлежащих им квартирах, расположенных в многоквартирных домах, отсутствуют радиаторы центрального отопления, проходит лишь центральный пояс отопления, установлены электрические конвекторы для отопления, а у одного из заявителей в квартире в наличии печное отопление. Более того, в многоквартирных домах у всех троих заявителей, отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета. ООО «Акация» же выставляет счета на оплату за услуги теплоснабжения в размере, рассчитанном исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию на общую площадь квартиры.
В соответствии с данными в ходе рассмотрения настоящего дела пояснениями представителя Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представленным в адрес Кемеровского УФАС России, нарушений со стороны заявителей не выявлено, так как переустройство системы отопления принадлежащих им квартир согласовано с органом местного самоуправления Администрацией Акациевского сельского поселения и энергоснабжающей организацией (ООО «Акация»).
Вместе с тем, в соответствии с пояснениями ГЖИ КО, данными в ходе рассмотрения настоящего дела, перевод на индивидуальное отопление возможен только при условии изменения схемы теплоснабжения всех квартир многоквартирного дома, собственник помещения в многоквартирном доме, который отключился от системы централизованного отопления, не освобождается от обязанности оплачивать соответствующую коммунальную услугу в установленном Правилами коммунальных услуг.
Казалось бы, абсурдная ситуация, при которой аксиомой является уже хотя бы то, что входящее в дом тепло, проходящее по всей энергосистеме, в принципе невозможно разделить по неравным долям, равно как и то, что нельзя сделать автономными отдельные квартиры, находящиеся в многоквартирном доме, вызвала пять заседаний и «ломку копий» при решении задачи, императивный ответ на которую уже имеется в действующем законодательстве.
В борьбе мнений Комиссия УФАС по КО склонилась к точке зрения нашего Доверителя и была основана на следующих постулатах:
1.Изменение отопительной системы жилого помещения в соответствии со статьей 25 ЖК РФ относится к переустройству жилого помещения.
2. Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
3. В соответствии с подпунктом «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
4. Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил предоставления коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия). В соответствии с пунктом 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
5. Согласно ст. 426 ГК РФ, договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.), является публичным договором.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии (часть 2 ст. 539 ГК РФ).
Ст. 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ст. 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, — уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 38 правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг определяется по формуле 2:
P= Sj* nt* Tt ,
где: Sj — общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по КО пришла к выводу о том, что ООО «Акация» при выставлении счетов на оплату коммунальной услуги по отоплению руководствовалось требованиями действующего законодательства РФ, а именно Правилами предоставления коммунальных услуг, в связи с чем данные действия не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением, в действиях ООО «Акация» по выставлению и взиманию платы за услугу теплоснабжения принадлежащих им квартир отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Настоящая позиция в очередной раз подтвердила то, что в принципе не представляется возможным совершить какой-либо деликт «законными действиями во исполнение предписаний закона».