Сперва сразу же скажу, что об этом деле 27 апреля 2016 года выйдет публикация в СМИ, в частности в еженедельной газете «Вести Приладожья» в номере 16 за 27.04.2016 года под заголовком «Не только от платы освободили, но и компенсацию выплатили» местного спецкорра Ф.Л. Баканова.
Спор и первая инстанция. Дело масштабного значения
Итак, когда ко мне обратился мой товарищ с просьбой о представлении его интересов в банальном споре по оплате ЖКХ, честно говоря, мы не рассчитывали, что итог будет таким, и в нашу пользу…ООО «Народная управляющая компания» обратилась в суд с обычным иском о взыскании задолженности по оплате ЖКУ с моего доверителя за весь период ее правления — почти три года - с ноября 2012 по август 2015. Сумма — почти сто тысяч рублей.
Однако, мы в свою очередь, с иском согласились лишь частично. Дело в том, что в нашем городе стабильно долго, более 10 — 15 лет подряд вода, которая поступает в водопроводную сеть города из Ладожского озера, по своим свойствам не соответствует требованиям СанПин, в частности превышена её цветность и перманганатная окисляемость.
Эта проблема в нашем городе возникла давно, никто ее предметно не решал, хотя такое качество воды не вызывает эпидемиологических опасений. Управляющей компании было предложено окончить дело миром, но ее представители на это не согласились, поэтому нами был подан встречный иск, привлечены к участию в деле ресурсоснабжающая организация, администрация поселения, Роспотребнадзор и Центр гигиены и эпидемиологии.
Мы запросили и приобщили к материалам дела в суде протоколы исследования воды, которые проводит наш Центр гигиены ежемесячно в соответствующих мониторинговых точках, часть протоколов и сведений о состоянии воды были запрошены судом по нашему ходатайству. Мы опирались в своих требованиях на ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О санитарно=эпидемиологическом благополучии населения», «354-е» Правила оказания ЖКУ, а также на соответствующие санитарные нормы и правила.
УК парировала наши доводы тем, что:
1) нет доказательств, подтверждающих ненадлежащее качество воды в квартире потребителя;
2) нет доказательств того, что потребитель сообщал о ненадлежащем качестве, а они в свою очередь об этом впервые слышат;
3) ответственности они нести не могут, так как не занимаются водоподготовкой,
ну и так далее…
Не сложно догадаться, что в суде первой инстанции быстро оценили масштабы данной проблемы и возможные перспективы в случае удовлетворения встречного иска. Это мы четко поняли еще в первом заседании, когда только озвучили позицию (сперва рассчитывали не заявлять встречные требования, без них обойтись).
Местный Роспотребнадзор нас не поддержал, третьи лица оставили всё «на усмотрение суда»… Хотя и те и те живут в городе и платят как все за эту воду...
Встречный иск нам, увы, тут тоже не помог: решением суда первой инстанции нам во встречных требованиях было отказано, а требования «Народной» УК удовлетворены полностью…
Апелляция и поддержка Роспотребнадзора
К ней, безусловно, готовились. На руку был Новый год, поэтому сроки апелляции слегка оттянулись.После вынесения решения мы обратились в Роспотребнадзор России за разъяснениями имеющих значение вопросов, и спустя почти два с половиной месяца получили таки положительный ответ.
Далее, коль скоро Роспотребнадзорные инстанции, спуская наше обращение «на землю», указывали нижестоящим, что, мол, «при необходимости окажите помощь», мы попросили эту помощь в виде дачи правового заключения по делу в суде апелляционной инстанции, за что огромное спасибо надзорному органу, — такую помощь нам оказали. Правда, некоторые усилия для этого всё же пришлось приложить...
Это, безусловно, возымело эффект, так как по сути надзорный орган, выступавший в порядке ст. 47 ГПК РФ к апелляции изменил свою правовую позицию по нашему делу в нашу пользу.
В итоге мы доказали, что:
1) управляющая компания (УК) отвечает перед потребителями за качество услуг, в том числе водоснабжения;
2) УК обязана следить за качеством услуг путем осуществления так называемого производственного контроля качества, в силу чего не то чтобы не лишена, а наоборот, изначально должна обладать информацией о качестве оказываемых ею коммунальных услуг, в частности холодного и горячего водоснабжения;
3) УК является организацией, осуществляющей водоснабжение, так как осуществляет подачу воды в квартиры;
4) факт обращения или необращения потребителя с жалобами на качество воды в УК правового значения не имеет;
5) ну и наконец потребитель в связи с ненадлежащим качеством ЖКУ имеет право на снижение размера платы за данные ЖКУ в порядке, установленном пунктом 101 Правил, согласно буквальному толкованию которого размер платы за ЖКУ подлежит уменьшению без самостоятельного обращения за этим потребителя, то есть исполнитель обязан самостоятельно производить соответствующий расчет.
Таким образом, Верховным судом Карелии постановлено решение, которое в масштабах Карелии актуально для таких районов как Муезерский, Сегежский, Сортавальский, наш родной Питкярантский, ну и, конечно же, для самой столицы — Петрозаводска.
А еще вполне себе актуально для многих и многих населенных пунктов, где проблема с качеством питьевой воды стоит куда более остро, чем у нас...
Можно долго вести речь о том, что подобная практика «потопит» поселения, у которых итак нет ни на что денег, чтобы улучшить ситуацию с питьевой водой, мол, это неправильно... А брать за эту воду деньги как за питьевую на фоне «ничегонеделания» в этой сфере правильно? Думаю, со мной многие согласятся, что нет!
Я согласен платить за такую воду, но меньшие деньги, — как за техническую, а не питьевую. В противном случае, пока «354-е» Правила не говорят иного, люди за воду «с отклонениями» платить не должны.
P.S. ООО «Народная управляющая компания» решение суда исполнила. В случае, если в кассации будет жалоба, и что-то каким-то образом изменится, я безусловно отмечу это в данной публикации. Хотя я не вижу никаких перспектив для обжалования...
И еще. В свете требований ч. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, ненадлежащее качество питьевой воды — это существенный недостаток услуги. Срок давности защиты прав потребителя, если я не ошибаюсь, составляет 10 лет…
Думайте, считайте, и обращайтесь, если что...