При этом услуги по ОДН нужно не только оплатить, но и добиться их оказания.
В Ульяновске Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ульяновскэнерго» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах, перерасчете данных платежей
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА:
ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г. Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами, на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решений общего собрания собственников помещений об оплате потребленной электрической энергии на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Ульяновскэнерго».
При этом ОАО «Ульяновскэнерго» в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и иными специализированными кооперативами в связи с наличием перед ним задолженности за поставленную энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных периода.
НОРМАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
В силу ст.ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ст. 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1. ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
— при непосредственном управлении многоквартирным домом;
— в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
— в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8,9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1. ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 ст. 161 ЖК РФ).
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ:
Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 19.02.2016г.
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 07.06.2016г.
Признаны незаконными действия ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов г.Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в отсутствие решения собственников многоквартирных домов по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, обязав ОАО «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
ОАО «Ульяновскэнерго» обязано произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов г.Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.
ВЫВОДЫ:
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, выступающие в роли исполнителя коммунальных услуг, включая работы по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей, несут ответственностью перед собственниками за оказание услуг надлежащего качества.
Поскольку на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов в г. Ульяновске решений о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организацией ОАО «Ульяновскэнерго» не установлено, также как и фактов принятия собственниками помещений многоквартиных домов г. Ульяновска на общем собрании решения о распределении сверхнормативного объема потребления электрической энергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет и предъявляет к оплате коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды собственникам и нанимателям многоквартирных домов в г. Ульяновске, способ управления которыми определен в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, соответственно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от потребителей, проживающих в многоквартирных домах, обслуживающихся управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и иными специализированными кооперативами, плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, так как ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
P.S.:
Описанное в настоящей публикации дело, является знаковым не только для Ульяновска, но и для всей России в целом, поскольку как показывает судебная практика подобные иски суды не удовлетворяют, возможно теперь суды других городов и субъектов РФ возьмут на вооружение данное дело.
Кроме того, ресурсоснабжающие организации настолько «зажрались» (является субъективным мнением автора), что их давно необходимо пригвоздить к позорному столбу, при всем при том, что эти организации ничего толком не делают, что по электроэнергии, что по водоснабжению, а используют эксплуатируют наследие Советского времени, получая за это баснословные деньги.
Буду рад, если кто-то из Уважаемых коллег примет на вооружение описанное дело и попробует реализовать это в своем городе.