Это отнюдь не злорадство. Этого прокурора, которого перемолола собственная система, действительно жаль. Но и такой жалости тоже есть границы, ибо этот человек сам отмерял другим точно такой же мерой, какой отмерили и ему. Как говорится, кто следующий?
В этой статье не будет сложных формул или расчетов, хотя в заключении специалиста они есть. Суть этой статьи в другом – понимают ли следователи, госэксперты, прокуроры или судьи то, что им будут ли мерить ему той самой мерой, какой сегодня мерят они?
Фабула дела
Темное время суток, валит густой мокрый снег, по трассе навстречу друг другу едут джип «Фольксваген» и пикап «ИЖ». После столкновения джип оказывается на встречной обочине, а пикап – поперек дороги передом к джипу.
Со слов водителя джипа, пикап ехал без фар, только с включенной аварийной сигнализацией, а перед столкновением начал смещаться на полосу движения джипа. Водитель джипа резко отвернул влево, но не успел избежать столкновения.
На фотографии, сделанной утром, и трехмерной масштабной схеме ниже – результат этого ДТП.
Экспертизы
Первым из экспертов на месте ДТП утром появился эксперт ЭКЦ МВД. Потом в допросе он показал, что «вывод о месте столкновении, указанном в схеме-приложении к протоколу осмотра места происшествия, был сделан на основании местонахождения и локализации осколков стекла и пластиковых деталей автомобилей, осыпи грунта с подкрылков автомобилей, лужи вещества, похожего на горюче-смазочный материал. Все данные признаки достоверно указывали на то, что столкновение произошло на полосе движения» пикапа.Но, увы. Вот фрагмент их экспертной методики.
Эксперт не установил с какого автомобиля и с каких их частей отделился грунт, а на его фотографиях какие-либо осыпи грунта, могущие иметь отношение у столкновению, отсутствуют. И без производства необходимых расчетов по разлету осколков указал на достоверность установленного им фактически на бытовом уровне места столкновения.
Чтобы не быть голословным, ниже приведена еще одна фотография, сделанная этим экспертом. И где здесь осыпи грунта с подкрылков автомобилей и лужи вещества, похожего на горюче-смазочный материал? А их нет. Как нет их и на первичных ночных фотографиях, сделанных местным экспертом-криминалистом.
Затем последовала экспертиза в местной лаборатории МЮ. Экспертом путем натурного совмещения автомобилей ИЖ и Фольксваген установлено их перекрытие в момент их первоначального контакта. Эксперт указал, что «следов колес автомобилей Фольксваген и ИЖ 12775 на проезжей части дороги не зафиксировано. Указанное на схеме «пятно ГСМ» относительно элементов дороги также не зафиксировано». При указанных обстоятельств эксперт сделал правильный, в соответствии с [транспортно-трасологической] методикой, вывод о том, что определить место столкновения не представляется возможным из-за отсутствия для этого достаточных следов и признаков.
Видно квалификации старого минюстовского эксперта оказалось недостаточно, и вновь на сцене появились бравые молодые парни из ЭКЦ. Теоретически, им обоим должно быть известно, что место столкновения категорично определяют следы сдвига колес автомобилей в результате удара, и осыпь грунта с учетом установления с каких частей какого автомобиля произошла осыпь. Но эксперты, указав на отсутствие следов на проезжей части дороги, но со ссылкой на две «лужи ГСМ», которые не привязаны к элементам дороги на схемах ДТП, и со ссылкой на расположение осколков на полосе движения автомобиля ИЖ, указали, что «столкновение транспортных средств вероятнее всего произошло в районе имеющихся осколков … на полосе движения автомобиля ИЖ». При этом указанное вероятное утверждение экспертов в выводах, по не поясненной экспертами причине, превратилось в категоричное.
Как-то сомнительно? Ага. И в дело включается тяжелая артиллерия в виде эксперта из Уральского регионального центра МЮ РФ. Эксперт, производя дополнительную судебную экспертизу по вопросам, связанным с соответствием ПДД РФ действий участников ДТП, по собственной инициативе рассмотрел вопрос о месте столкновения автомобилей. При этом место столкновения автомобилей было установлено экспертом в одном абзаце исследовательской части, и этот абзац – настоящий шедевр:
«Учитывая данное обстоятельство, что в момент контакта проявление ударного импульса происходит в наибольшей степени энергетической интенсивности и, соответственно, вызывает наибольшую глубину деформации, можно утверждать, что место столкновения расположено на стороне проезжей части, предназначенной для движения автомобиля «Иж».
Автор этой статьи объявляет конкурс на расшифровку фразы «проявление ударного импульса происходит в наибольшей степени энергетической интенсивности», так как своим доцентским умишком это понять сложно.
В самом деле, если есть удар, то есть и ударный импульс сил взаимодействия. Или произведение силы удара на время ее действия. Результат удара – деформация ударившихся объектов и изменение их векторов количества движения. А вот почему этот импульс проявляется «в наибольшей степени энергетической интенсивности»? Что такое «энергетическая интенсивность»? И почему она, эта интенсивность, проявляется в наибольшей (превосходной) степени, а не просто проявляется? Значит ли это, что она, эта интенсивность, могла не проявиться вообще или проявиться в наименьшей степени?
Да и откуда такие термины? В РАН и ВУЗах они не известны, за границей тоже. Неужели это новая секретная разработка наших отечественных криминологов и экспертологов? И можно ли теперь адвокатам, при необходимости, утверждать в судах, что в момент приема наркотика проявление кайфового кайфа происходит в наибольшей степени болезненной болезности, и поэтому продавцом этого зелья является гражданин Пупкин, а не его подзащитный?
Думайте! Но, как бы то ни было, прокурора они сделали.
Что говорит наука?
Первое, это то, что передние части автомобилей в конечном положении достаточно близки, и для таких случаев методикой судебной автотехнической экспертизы предусмотрены кое-какие расчеты. А из них следует, что смещение обоих автомобилей после удара поперек дороги могло быть около 2.4 м. Или место столкновения могло быть и на полосе джипа.Второе, это то, что в условиях снегопада под пикапом остались следы движения его задних колес после удара в виде дуг, категорично свидетельствующие о том, что в результате удара пикап развернулся вокруг свое задней оси.
Вот дуга от правого заднего колеса и выхлопной трубы
А вот дуга от левого заднего колеса. Там же, под автомобилем, виден дугообразный след и правого колеса
А это – следы бокового движения джипа
Методикой транспортно-трасологической экспертизы установлено, что место столкновения категорично определяется по следам перемещения обоих транспортных средств, оставленные до момента столкновения или после него. Место столкновения определяется по месту пересечения направлений этих следов с учетом взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения и расположения на них частей, которыми данные следы были оставлены.
Ниже – схема, иллюстрирующая механизм образования этих следов, джип движется боком, а пикап разворачивается вокруг задней оси.
Третье, это метод расчета места столкновения, который неоднократно показан на «Праворубе». Результат полностью совпадает с картинкой выше.
Но не думайте, что методики Минюста «Судебная автотехническая экспертиза» и «Судебная транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП», и моя методика расчета места столкновения научны. Нет, об этом следователю и написала некая Ассоциация образовательных учреждений «Судебная экспертиза» – все методики, применяемые Никоновым В.Н., не научны. Что за ассоциация – это спросите уважаемую всеми, а ранее, до этого письма, и мною в том числе проф. Е.Р. Россинскую.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете
Так кто же тот самый наш прокурор, оказавшийся жертвоприношением своих же бывших товарищей по борьбе с преступностью, происками купленных (то есть не бесплатных) адвокатов и коммерческих экспертов? А тот самый, кто беззаветно верил эксперту Азату, герою статьи «Масштабная схема ДТП как средство борьбы с клоунами». Там, по причине «наивысшей энергетической интенсивности» подсудимому дали 7 лет, так он хоть пьяный был в ту ночь. И вот случилось так, что этому прокурору самому понадобилась «масштабная схема», и против того же самого эксперта, и защищать он пригласил того же самого адвоката из того самого процесса. Ирония судьбы … Но урок, который ему преподала жизнь, это урок не только для него. Усвоят ли его те, кто считает себя небожителями?Блаженны, как известно, и нищие духом. Сам Христос не дает никакого толкования своим заповедям, не поясняет Он и этого образа – духовной нищеты. Не буду метать бисер, а сразу скажу, что гособвинитель в прокурорском процессе сразу заявил, что он не видит никаких дугообразных следов задних колес пикапа. Но и не будем более, как некогда некий господин Лермонтов, унижать достоинство России, ее население и служащих правоохранительных органов, носящих голубые мундиры.
Судья тоже не возразил по существу, а просто написал в приговоре, что это своеобразное видение процесса удара специалистом. Тем более, справочка от конторы госпожи Россинской ...
Итог
Подсудимый продолжает бороться за себя, за истину. Его бывшие товарищи – судьи и прокуроры знают, что жертв для приношения много не требуется, и надеются на авось. Госэксперты все на своем месте и продолжают разрабатывать методы остепенения энергетической интенсивности. Наука, и у нас и в мире, тоже не стоит на месте. Ассоциация пишет справки.Но что-то уже не так …