В январе 2016 года на мою электронную почту пришел запрос о сотрудничестве от одной проектной организации из города Иваново. Моему будущему доверителю был нужен адвокат в арбитражный суд для представления интересов в деле о взыскании задолженности по договору подряда.
Суть дела
Ивановские проектировщики выиграли аукцион и заключили муниципальный контракт на разработку генерального плана и правил застройки и землепользования для сельского поселения одного из районов Алтайского края.
По действующему в то время градостроительному законодательству и условиям контракта, в обязанности заказчика входило утверждение генерального плана на публичных слушаниях и согласование его с краевой администрацией. Подрядчик должен был оказывать содействие, устраняя возникшие замечания. При этом оплата, не зависела от этих процедур и должна была производиться после сдачи проекта и подписания актов выполненных работ заказчиком. В дальнейшем, в течение 2 лет это положение контракта пришлось доказывать подрядчику с помощью адвоката в арбитражном суде.
Досудебная стадия
Доверитель, выполнив и сдав в установленный срок проект генплана, не получил оплаты, поскольку глава сельсовета решил сначала утвердить его на публичных слушаниях. Там от руководящих лиц поступили предложения о внесении дополнительных сведений. Пойдя навстречу заказчику, исполнитель произвел необходимые изменения и уже на следующих слушаниях план был утвержден. Затем заказчик отправил проект на согласование в администрацию края. Оттуда он вернулся с замечаниями, где ряд управлений указали на необходимость разбивки земель по категориям.
Относительно данных замечаний проектная организация направила сельсовету письмо, где указала что такого условия не было в техническом задании, а норма о содержании категорий земель в документах планирования была исключена из Градостроительного кодекса в 2011 г. Заказчик вместо созыва согласительной комиссии, предусмотренную для таких случаев, ответил односторонним отказом от договора, обосновав его просрочкой выполнения работ.
От исполнителя последовала претензия и исковое заявление. После перехода суда в общий порядок, доверителем было принято решение найти адвоката в арбитражный суд непосредственно в Барнауле. В этом неоценимую помощь ему оказал наш сайт «Праворуб».
Процесс
Наша позиция основывалась на том, что проекты были сданы вовремя, следовательно, отказ от оплаты незаконен. Противник утверждал, что он в установленный срок заявлял отказ от приемки, но надлежащих доказательств этому представить не мог. Полагал, что отсутствие согласования говорит о некачественном выполнении работ. Третье лицо — Управление строительства поддержало обоснованность замечаний к проекту.
Для разрешения этого спора вопрос качества работ стал ключевым. С помощью клиента, я подготовил детальные пояснения, где указал на необоснованность замечаний и обязанность ответчика оплатить работу. Оппоненты не согласились с нашими доводами. В частности спор разгорелся о необходимости указания в плане категории земель.
Для дополнительной поддержки нашей позиции, было принято решение ходатайствовать о назначении строительно-технической экспертизы. Здесь главным было найти организацию, которая могла бы провести такое исследование. При изучении судебной практики, я обнаружил, что в арбитражном суде Алтайского края уже рассматривалось аналогичное дело, разрешённое в пользу подрядчика, где экспертной организацией выступала лаборатория при Министерстве юстиции. Получив положительный ответ о возможности проведения такого исследования, я заявил суду соответствующее ходатайство.
Изначально суд не видел необходимости его удовлетворять, поскольку считал, что вопросы о соответствии проектной документации нормативным актам возможно разрешить без специальных знаний. Однако в нашу пользу сыграла вовремя представленная региональная судебная практика, подтвержденная решением окружной кассации.
После назначения экспертизы, материалы по непонятной причине еще три месяца пролежали в суде и были переданы только после заявления об ускорении процесса на имя председателя суда.
Дополнительная экспертиза и результат
Эксперт выявил три незначительных и устранимых недостатка и признал документацию полностью соответствующей нормативам и условиям контракта. Однако в связи с некорректными формулировками в выводах, судом была назначена дополнительная экспертиза.
Некорректность заключалась в том что, вместо того чтобы написать, что выполненные работы соответствуют ..., эксперт написал, что требования к работам соответствуют… нормативным требованиям. Эта ошибка привела к затягиванию процесса еще на 6 месяцев.
В дополнительном экспертном заключении содержался точно такой же вывод, и точно такая же ошибка, как и в прежнем заключении. Предполагая возможные осложнения, и дабы не уходить вновь на дополнительную экспертизу, я обеспечил явку эксперта в судебное заседание. Судья задал ему вопросы после чего установил главный вывод по этому делу: «Выполненные работы полностью соответствуют условиям контракта, техническому заданию и действующим нормативно-техническим требованиям».
Стоит отметить, что пока дело было приостановлено, у ответчика сменилось руководство и моему доверителю неожиданно была перечислена половина от взыскиваемой суммы. Конечно этот факт я использовал в процессе, как доказательство частичного признания иска.
В итоге, решением суда наши требования были полностью удовлетворены, апелляционной жалобы от ответчика не последовало.
Заключение
Это было одно из моих первых длительных дел в практике адвоката в арбитражном суде. Дело, которое я вначале расценивал, на 1-2 заседания, вылилось в полноценный состязательный процесс. Могу сказать, что наиболее сложным оказалось изучение градостроительного законодательства. Территориальное планирование у нас регулируется множественными нормативными актами, да еще выяснилось, что закон Алтайского края противоречит Градостроительному кодексу.
В заключение, выражу благодарность нашему сайту. Именно благодаря «Праворубу», меня смог найти клиент из другого региона и у меня появилась возможность участвовать в этом деле!